Находки года

Сезон 2008 года Рыбинской археологической экспедиции прошел без сенсационных открытий, но с замечательными находками, которые расширяют представление ученых о средневековом поселении и в очередной раз подтверждают предположения о том, что Усть-Шексна была большим, процветающим и богатым городом.

Женские украшения из цветного металла и стекла, орудия труда, оружие, замки и ключи — по сравнению с другими памятниками Усть-Шексна отличается большим количеством подобных находок. Обычно такое случается, если жители древнего поселения погибли в короткий промежуток времени, например, из-за большого пожара или нашествия врагов. В Усть-Шексне катастрофических происшествий не случалось, поэтому археологи делают вывод, что люди здесь жили очень благополучно, что они не особенно огорчались из-за потери дорогостоящих по тем временам сердоликовых или стеклянных бус, железного топора или ножа. Они, видимо, не искали потерю, а просто покупали новую вещь.

Бракованная подвеска и два ювелирных пинцета свидетельствуют о том, что ювелирные изделия не только привозились, но и изготавливались в Усть-Шексне, а ювелирное дело могло развиваться только в крупном городе.

К аналогичным выводам приводят и находки замков и ключей, поскольку в деревнях средневековой Руси запирать двери было не принято. Не имели селяне и возможности освобождать от работы соплеменников для обучения военному делу. Кольчуги, бронебойные стрелы, боевые топоры, «чеснок», который бросали под ноги наступающей коннице, – все говорит о том, что Усть-Шексна была крупным городом со своей дружиной.

О том же свидетельствуют более ранние находки — вислые печати, которыми скреплялись государственные документы, и доказательства международной торговли — иноземные монеты.

Самой уникальной находкой этого года начальник Рыбинской археологической экспедиции, научный сотрудник Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Ирина Рыкунова считает лицевую створку меднолитой иконы-энколпии размером 6,6х4,3 см с изображением Рождества Христова. Слева от центра иконы изображена полулежащая фигура Богоматери, справа – младенец Иисус, над ним – головы животных. В верхнем углу – ангелы, вверху в полусфере – звезда с нисходящим вниз лучом. В нижней части слева – фигура сидящего Иосифа, в центре – сцена омовения младенца в чаше, справа – поклонение волхвов.

Существование подобных икон на Руси исследователи связывают с многочисленными паломничествами в Святую землю в XII-XIV веках. Точные аналогии этой иконы были выявлены среди новгородских древностей XIV века, другая такая же хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве, что говорит о высокохудожественных достоинствах произведения.

О преемственности

Великая княгиня Мария Ярославовна (мать Ивана III) купила Усть-Шексну и Романов и подарила оба города своему сыну Андрею Угличскому, чтобы он не претендовал на московский престол. Иван III не мог отобрать материн подарок, но для ущемления интересов младшего брата основал напротив каждого города две рыболовецкие слободы. Этимология слова «слобода» связана со словом «свобода». Само название говорит о том, что жители слобод, которые изначально занимались рыбной ловлей, освобождались от налогов. В поселении с более благоприятными экономическими условиями жизнь стала развиваться, на левом берегу — угасать. Процесс усугубила эпидемия чумы, которая в XIV веке прокатилась по всей Шексне и в результате которой Белоозеро вообще перестало существовать. А на карте Европы 1526 года впервые появилось новое поселение – Рыбная слобода.

Об истории исследований

Впервые раскопки на левом берегу Волги провел в 1958 году известный московский археолог Дмитрий Крайнов, который исследовал памятники фатьяновской культуры бронзового периода. Совершенно случайно в устье Шексны он обнаружил выходы средневекового слоя, в частности керамику.

В 70-е годы прошлого века памятником заинтересовался известный писатель Михаил Рапов, который долгое время жил и работал в Рыбинске и дружил с Л.М. Марасиновой. Он встречался с местными жителями, которые рассказывали, что в этом месте люди издавна находили старинные вещи.

В то же время доцент Ярославского университета Ирина Станкевич организовала экспедицию на левый берег Волги. Ее находки хранятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, часть из них представлена в экспозиции, посвященной «Слову о полку Игореве». Результаты работы этой экспедиции вошли в ежегодный сборник «Археологические открытия». Ирина Станкевич пришла к выводу о том, что на левом берегу Волги в устье Шексны было небольшое торгово-ремесленное поселение XI-XII веков, но основная часть памятника утрачена.

С этим не согласился ученый-археолог Константин Комаров, который в конце 80-х годов прошлого века начал работать в Усть-Шексне в рамках проекта по созданию археологической карты России. Несмотря на то, что по сравнению с 70-ми годами размывы увеличились, он доказал, что памятник сохранился.

Рыбинская археологическая экспедиция работает на памятнике «Усть-Шексна» с 1991 года. И если средняя площадь домонгольских поселений не превышает двух гектаров, то археологам удалось доказать, что площадь распространения средневекового слоя здесь не менее 15 га, что Усть-Шексна был крупным торгово-ремесленным центром, который по всем показателям должен считаться городом.

Противники этого утверждения упрекают исследователей в том, что они не обнаружили крепостные укрепления — неотъемлемую часть средневекового города. Ирина Рыкунова считает, что крепость, возможно, смыта водами Волги и Шексны, ведь еще в 70-е годы по берегу проходила асфальтовая дорога, было футбольное поле и пристань, а по некоторым данным, современное русло Шексны захватывает 50-100 метров бывшего берега. Возможно, крепостных укреплений вообще не было, например, в Белоозере крепость тоже не обнаружили.

О туризме

Ирина Рыкунова подтверждает, что Усть-Шексна вызывает большой интерес жителей и гостей Рыбинска. Люди сами часто приезжают на построенные археологами укрепления с башней, здесь с аншлагом проходят экскурсии в День города. Но экспедиция не имеет ни времени, ни сил, чтобы удовлетворить всеобщий интерес, возможно, этим должна заняться какая-то другая организация. А показать археологам есть что. На раскопках организовали небольшую музейную экспозицию и реконструировали гончарное производство. Причем восстановили печи разных времен, от самых древних – эпохи неолита 5-3 веков до н.э. – до средневековых. Туристы могут не только ознакомиться с процессом наглядно, но и, самостоятельно изготовив керамическую плошку, взять ее на память.

Ирина Коновалова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 587



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


два − 1 =

Описание картинки