«Черные» политтехнологии

Через год в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого в период современных предвыборных кампаний, бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы открываем постоянную рубрику «Ликбез», в которой опубликуем отрывки из книги В.П. Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.

1. «ЧЕРНЫЕ» ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ

В политике ради известной цели можно заключать союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты
проведешь черта, а не черт — тебя.
К. Маркс

В странах западной демократии «черные» политтехнологи научились использовать их более тонко, внедрив в общественное сознание ряд традиций и обычаев, сопутствующих политике.

Так, например, общеизвестно, что почти все здоровые мужчины время от времени погуливают на стороне. Но придавать огласке эти факты, причем в планетарном масштабе в рамках «демократических основ», следует в нужный момент и только в корыстных интересах соответствующих политических сил. Злоключения Билла Клинтона — яркое тому подтверждение. Погуливал регулярно, а всплыло на поверхность, когда это понадобилось его политическим оппонентам.

В 1956 году избирателей впервые «накормили» блюдом, которое позже назвали «черным» пиаром. На президентских выборах в США демократы использовали отрывки из речей, содержавших невыполненные обещания республиканца Эйзенхауэра, данные четыре года назад. Ролик сопровождался вздохом и резюме: «Повторите нам это еще раз, генерал!».

А в 1972 году по телевизору был показан текст с данными о росте цен на продукты питания за период президентства Никсона. Видеоряд сопровождался вопросом: «Разве у вас остались средства, чтобы позволить себе еще четыре года с господином Никсоном?»

Каким же невинным представляется сегодня прием, давший название «черному пиару»!

Нынче в политической борьбе слишком высоки ставки, поэтому характер действий определяется не нравственностью, а целесообразностью.

Жизнь такова, что без учета вероятности применения конкурентами «черного пиара» и государственного воздействия на ход и исход выборов достижение успеха невозможно.

Рассекретив технологии «черного пиара», мы ставим всех участников выборов в равные условия с позиций знания того, что можно ожидать от конкурирующих сторон.

В результате итоги выборов станут более достоверными с точки зрения истинного волеизъявления граждан. Осведомленность избирателей о «черных» политтехнологиях поможет воспрепятствовать введению общественного мнения в заблуждение.

Поэтому освещение этих технологий вполне соответствует демократическим нормам и принципам общественной жизни. К этому мы сейчас и приступим.

1.1. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Политик имеет право заведомо обманывать только в трех случаях: в предвыборной кампании,
во время войны и после охоты.
О. Бисмарк

По степени соответствия закону, общепринятым нормам этики, или тому и другому, различают пиар «белый» и «черный». Последний представляет собой комплекс неофициальных мероприятий сомнительного свойства.

Завоевать сердце избирателя сложно, проще обмануть его. Этот принцип нравится иным политконсультантам. Как заметил один из них, «честно много не заработаешь». Да и многие нынешние и бывшие депутаты сами признаются, что в ходе выборов так или иначе использовали «черные» технологии. Манипулирование общественным мнением лежит в основе большинства таких технологий.

К сожалению, грязные избирательные технологии пошли гулять по России, Украине и другим странам СНГ. И если вначале штабы кандидатов еще соблюдали видимость приличия, то сейчас на выборах они распоясываются не на шутку. Пиаровские приемчики стали изощреннее, слухи — грязнее, «наезды» — больнее. Увы, совершенству подобных «технологий» нет предела, особенно когда за это платят большие деньги, закон в таких случаях молчит.

Кроме избирательных технологий есть еще и административные способы влияния на результаты выборов. Родился даже специальный термин — «административный фактор». Диапазон воздействия этого фактора — от прямой фальсификации результатов выборов до оказания давления на прессу, телевидение, избирательную комиссию, команду конкурента и т.п. Административный фактор с особой силой проявляется там, где губернатор или мэр города полностью контролируют все ветви власти, создали своего рода удельные княжества со своими порядками и правилами игры.

Вот некоторые причины расцвета «грязных» избирательных технологий на примере России:

— выборные должности, при общей коррумпированности государственной машины в России, стали источником больших доходов, они открывают путь к сохранению, захвату или переделу собственности, перекройке бюджета в интересах дружественных избранному лицу структур;

— в результате первоначального накопления капитала, как в свое время и в других странах «цивилизованного» мира, он в основном сосредоточен в руках людей, преуспевших из-за отсутствия прочных моральных устоев в обществе. Законы своего бизнеса и свои методы достижения успеха они переносят и в политику;

— участие в выборах в качестве претендента на ту или иную должность, особенно после отказа от «советской» системы и укрупнения избирательных округов, даже на низовом уровне (район, город) стало дорогостоящим занятием. Позволить себе это могут либо сверхпопулярные люди либо люди, имеющие большие деньги или богатых спонсоров.

Есть целая система способов ведения предвыборной кампании «по-черному». Назовем частные стратегии:

— оболванивание населения;

— чернение конкурентов в глазах избирателей;

— ввод конкурентов в заблуждение относительно своих намерений;

— обман конкурентов в отношении планов других конкурентов;

— противодействие проискам конкурентов.

Имеют место и нарушения в предвыборной агитации:

— распространение в СМИ ложной информации, порочащей честь и достоинство кандидатов в депутаты;

— распространение ложных слухов;

— срыв агитационных мероприятий конкурентов;

— создание искусственных препятствий кандидатам-соперникам в проведении их предвыборной работы;

— проведение лжеагитации от имени своего соперника (выпуск «лжелистовок» и даже «лжегазет») и др.

Как правило, «черный пиар» направлен против фаворитов в избирательной кампании. Это и основной способ оболванивания населения.

(Продолжение следует…)

КОММЕНТАРИЙНЕДЕЛИ

В отношении нашей газеты были предприняты подобные действия. Читателю известно, что у «Рыбинской недели» успешно работает интернет-сайт с одноименным названием. Так вот, пару недель назад у сайта появился двойник. Сделан этот интернет-продукт под недвусмысленным названием «Рыбинское информационное, юмористическое интернет издание» крайне непрофессионально, сайт пестрит орфографическими ошибками, а содержание его соответствует лучшим традициям порнографии. При этом видно, что люди старались. Пошлые иллюстрации подбирали тщательно, сделали продвижение своего детища во всемирной паутине, аккуратно вставили выходные данные со свежей датой и даже потрудились пририсовать значок – якобы все авторские права на название газеты защищены.

Одновременно эти добрые люди пытаются запустить слухи о том, что не сегодня-завтра появится еще одна газета с таким же названием. Нам все это наблюдать, конечно же, очень смешно. И даже немного лестно. Ведь этакие потуги конкурентов явно свидетельствуют о том, что газету «Рыбинская неделя» в городе знают, читают и любят.

Думается, если бы мы в рамках этой рубрики вам не рассказали о брате-близнеце, вы бы об этих великих делах и не узнали. Поэтому считаем своим долгом помочь братьям нашим меньшим и, пользуясь возможностями редакции, десятитысячным тиражом распространить эту важную новость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 581



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


5 − = один

Описание картинки