«Черный» пиар

Скоро в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого, в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П.Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.

Продолжение (Начало в №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 22)

МИШЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИЗБИРАТЕЛЯ

Обвиняя соперников в воровстве, взяточничестве, махинациях, конкуренты апеллируют к чувству справедливости избирателя и его страху, что, будучи избранным, вор и взяточник будет лихоимствовать еще больше. Мишенью воздействия нередко является элементарная зависть и подозрительность, присущая немалой части нашего населения. Бизнесмен, банкир, торговец привычно воспринимались людьми как классовые враги. «Если богат – значит, наворовал», — считает избиратель и делает выбор в пользу юриста, экономиста или опытного управленца. Еще долго имущественное неравенство можно будет использовать как один из аспектов компромата. Если в США богатство является достоинством, то у нас – наоборот. Состоятельные люди идут в политику под лозунгом: «Я смог заработать для себя, теперь заработаю для вас». Этот лозунг, однако, был использован и изрядно скомпрометирован строителями финансовых пирамид – таких как «МММ», «Гермес», «Русский дом Селенга» и им подобных, ограбивших миллионы вкладчиков, привлеченных (кроме обещанных высоких доходов) и названным выше лозунгом.

В качестве мишени воздействия на избирателя используется его потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Если проходит информация о слабом здоровье кандидата, то возникает опасение, как будет руководить больной человек. И, естественно, желание голосовать за него пропадает.

Классическим примером стала история с операцией аортокоронарного шунтирования Б.Ельцина. Американцы попросили провести ее в определенный день – а именно накануне президентских выборов в США, на которых Клинтон противостоял престарелому конкуренту, республиканскому сенатору Доулу. Именно в тот день, когда официальная предвыборная пропаганда уже была запрещена, по всем каналам прошли сообщения о престарелом президенте России, перенесшем тяжелую операцию, на время которой он даже передал президентские полномочия своему премьер-министру. Подсознательно внушалось: вот что может происходить со страной, если во главе стоит старый и больной президент. Дальше подсознание людей автоматически делало вывод: надо голосовать за молодого и здорового кандидата, каким и был легко победивший Клинтон.

Довольно часто для создания компромата пиар-специалисты эксплуатируют предрассудки, прочно осевшие в массовом сознании.

Прежде всего, сюда относятся национальные и религиозные предрассудки. Этническое происхождение кандидатов и их вероисповедание могут стать основой для компромата. Этичность или неэтичность описываемого приема не обсуждается. Пиар действует в «зоне дозволенных манипуляций». Непозволительно разжигать национальную или религиозную рознь. Опираться же на то, что уже существует, — допустимо.

Последствия так называемой ленинской национальной политики, породившей внутри империи территории с титульными нациями, еще долго будут отзываться недоверием между представителями различных этносов.

Мишенью воздействия на электорат является и чувство патриотизма. Распространяются материалы о «непатриотичности» соперника. К ним относятся утверждения о том, что тот выступает против независимости страны (политической, экономической, информационной и т. п.), поддерживает террористов, что кандидат «окружил себя инородцами» и др. Точки «совпадения» с мнениями различных категорий избирателей определяются специальным исследованием.

Мишень воздействия на избирателя создают и вызывая недоверие к материалам о конкуренте.

Основой служат биографические данные, опубликованные конкурентами. Сами информационные блоки – вариант автобиографии. Но вариант ненавязчивый. Ни одного плохого слова о сопернике. Просто то, что он сам о себе говорит, подается такими словами, чтобы сказанное выглядело не вполне достоверной информацией или скрывающим нечто неблаговидное. Короче, пусть додумывает сам избиратель.

Обычно подобные материалы выпускают под заголовками: «Решать нам», «Избиратель имеет право знать» и т. п. Уже сам заголовок настраивает на критичное восприятие приводимой информации.

Человеческие слабости кандидата – излюбленная мишень воздействия на электорат. Так действуют во всем мире. Но перенесение этого опыта на нашу почву не всегда дает желаемые результаты. Менталитет, однако…

Вот весьма показательный факт.

«Совершенно случайно» в распоряжении Первого всесоюзного телеканала оказалась видеозапись выступления Б.Ельцина в одном из университетов США. Не исключено, что над пленкой поработали техники, столь неестественными выглядели на экране движения главного героя. Но и без технических ухищрений было ясно: Борис Николаевич перед встречей «принял», и крепко.

Акция с треском провалилась, и не потому, что зрители не поверили тому, что увидели на экране. Еще как поверили. Просто на фоне всеобщей российской «забавы» Борис Николаевич стал выглядеть в глазах электората более родным и близким.

Мишенью воздействия на самого кандидата могут быть свойства его психики. Прежде всего, слабость нервной системы: под градом обвинений многие вынуждены сходить с дистанции. К тому же мы не любим вести борьбу одновременно на нескольких фронтах. Поэтому «черные» пиарщики предпочитают массированные атаки по очернению соперника кандидата с разных сторон. Вариант практически беспроигрышный.

Особая статья – женщины. Против женщины – политического лидера – малоэффективны и антиреклама, и технологии «черного пиара» (это считается крайне неэтичным), поэтому их использование может нанести вред самим нападающим, особенно мужчинам. Если намеченная жертва психологически грамотно воспользуется ситуацией, в таком случае «эффект бумеранга» может стать просто сокрушительным.

Продолжение следует

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 471



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


1 × пять =

Описание картинки