Домой Общество «Черный» пиар

«Черный» пиар

0

Скоро в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого, в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П.Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.

Продолжение (Начало в №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 22)

МИШЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИЗБИРАТЕЛЯ

Обвиняя соперников в воровстве, взяточничестве, махинациях, конкуренты апеллируют к чувству справедливости избирателя и его страху, что, будучи избранным, вор и взяточник будет лихоимствовать еще больше. Мишенью воздействия нередко является элементарная зависть и подозрительность, присущая немалой части нашего населения. Бизнесмен, банкир, торговец привычно воспринимались людьми как классовые враги. «Если богат – значит, наворовал», — считает избиратель и делает выбор в пользу юриста, экономиста или опытного управленца. Еще долго имущественное неравенство можно будет использовать как один из аспектов компромата. Если в США богатство является достоинством, то у нас – наоборот. Состоятельные люди идут в политику под лозунгом: «Я смог заработать для себя, теперь заработаю для вас». Этот лозунг, однако, был использован и изрядно скомпрометирован строителями финансовых пирамид – таких как «МММ», «Гермес», «Русский дом Селенга» и им подобных, ограбивших миллионы вкладчиков, привлеченных (кроме обещанных высоких доходов) и названным выше лозунгом.

В качестве мишени воздействия на избирателя используется его потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Если проходит информация о слабом здоровье кандидата, то возникает опасение, как будет руководить больной человек. И, естественно, желание голосовать за него пропадает.

Классическим примером стала история с операцией аортокоронарного шунтирования Б.Ельцина. Американцы попросили провести ее в определенный день – а именно накануне президентских выборов в США, на которых Клинтон противостоял престарелому конкуренту, республиканскому сенатору Доулу. Именно в тот день, когда официальная предвыборная пропаганда уже была запрещена, по всем каналам прошли сообщения о престарелом президенте России, перенесшем тяжелую операцию, на время которой он даже передал президентские полномочия своему премьер-министру. Подсознательно внушалось: вот что может происходить со страной, если во главе стоит старый и больной президент. Дальше подсознание людей автоматически делало вывод: надо голосовать за молодого и здорового кандидата, каким и был легко победивший Клинтон.

Довольно часто для создания компромата пиар-специалисты эксплуатируют предрассудки, прочно осевшие в массовом сознании.

Прежде всего, сюда относятся национальные и религиозные предрассудки. Этническое происхождение кандидатов и их вероисповедание могут стать основой для компромата. Этичность или неэтичность описываемого приема не обсуждается. Пиар действует в «зоне дозволенных манипуляций». Непозволительно разжигать национальную или религиозную рознь. Опираться же на то, что уже существует, — допустимо.

Последствия так называемой ленинской национальной политики, породившей внутри империи территории с титульными нациями, еще долго будут отзываться недоверием между представителями различных этносов.

Мишенью воздействия на электорат является и чувство патриотизма. Распространяются материалы о «непатриотичности» соперника. К ним относятся утверждения о том, что тот выступает против независимости страны (политической, экономической, информационной и т. п.), поддерживает террористов, что кандидат «окружил себя инородцами» и др. Точки «совпадения» с мнениями различных категорий избирателей определяются специальным исследованием.

Мишень воздействия на избирателя создают и вызывая недоверие к материалам о конкуренте.

Основой служат биографические данные, опубликованные конкурентами. Сами информационные блоки – вариант автобиографии. Но вариант ненавязчивый. Ни одного плохого слова о сопернике. Просто то, что он сам о себе говорит, подается такими словами, чтобы сказанное выглядело не вполне достоверной информацией или скрывающим нечто неблаговидное. Короче, пусть додумывает сам избиратель.

Обычно подобные материалы выпускают под заголовками: «Решать нам», «Избиратель имеет право знать» и т. п. Уже сам заголовок настраивает на критичное восприятие приводимой информации.

Человеческие слабости кандидата – излюбленная мишень воздействия на электорат. Так действуют во всем мире. Но перенесение этого опыта на нашу почву не всегда дает желаемые результаты. Менталитет, однако…

Вот весьма показательный факт.

«Совершенно случайно» в распоряжении Первого всесоюзного телеканала оказалась видеозапись выступления Б.Ельцина в одном из университетов США. Не исключено, что над пленкой поработали техники, столь неестественными выглядели на экране движения главного героя. Но и без технических ухищрений было ясно: Борис Николаевич перед встречей «принял», и крепко.

Акция с треском провалилась, и не потому, что зрители не поверили тому, что увидели на экране. Еще как поверили. Просто на фоне всеобщей российской «забавы» Борис Николаевич стал выглядеть в глазах электората более родным и близким.

Мишенью воздействия на самого кандидата могут быть свойства его психики. Прежде всего, слабость нервной системы: под градом обвинений многие вынуждены сходить с дистанции. К тому же мы не любим вести борьбу одновременно на нескольких фронтах. Поэтому «черные» пиарщики предпочитают массированные атаки по очернению соперника кандидата с разных сторон. Вариант практически беспроигрышный.

Особая статья – женщины. Против женщины – политического лидера – малоэффективны и антиреклама, и технологии «черного пиара» (это считается крайне неэтичным), поэтому их использование может нанести вред самим нападающим, особенно мужчинам. Если намеченная жертва психологически грамотно воспользуется ситуацией, в таком случае «эффект бумеранга» может стать просто сокрушительным.

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.