Домой Общество «Я счастлива жить образцово и просто»

«Я счастлива жить образцово и просто»

0

Эта картина расположена в центре зала картинной галереи Рыбинского музея. Рядом с нарочито грубоватым полотном Кончаловского, с подчеркнуто-изящным Бродским, формальными изысками импрессионистов и кубистов она кажется неожиданно естественной — простой и свежей.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) росла в семье, тесно связанной с искусством. Отец — Евгений Лансере — был известным скульптором, мать происходила из семьи Бенуа.

То, что Зина Лансере рисовала и тонко чувствовала красоту, было для этой семьи обыденным фактом. Но что она станет художницей, да еще столь крупной, не предполагал никто. Тем более, что в 1905 году Зинаида Лансере вышла замуж за студента Бориса Серебрякова и через несколько лет стала матерью четверых детей.

В 1909 году автопортрет художницы «За туалетом» привлек всеобщее внимание и сразу был куплен в Третьяковскую галерею. Картина – отражение в зеркале молодой женщины, которая, улыбаясь, расчесывает гриву темных волос. Уже в ней проявились характерные черты творчества Серебряковой: непосредственность и простота, умение видеть красоту в обыденных вещах. На картинах художницы – величавые сцены крестьянского труда, за которые она первой в России получила звание академика живописи. Но главное — кусочки домашней жизни, портреты детей, автопортрет. Вслед за Мариной Цветаевой художница вполне могла бы произнести: «Я счастлива жить образцово и просто…» Впрочем, жизненных сил и душевного здоровья у Зинаиды Серебряковой в итоге оказалось больше, чем у великого поэта.

Все рухнуло с началом Гражданской войны. Муж, «обожаемый Боречка», не видевший семью три года, приехал в Харьков, чтобы сгореть от сыпняка. Семья с трудом перебирается к родственникам в Петроград. Именно тогда, в 1921 году, и появился на свет рыбинский «Автопортрет с дочерьми» («с Татой и Катей» — написано карандашом на подрамнике).

При его сравнении с ранними автопортретами художницы заметно, что искрометный задор, лукавство, веселье остались в прошлом. Однако они уступили место светлой гармонии. Все вроде бы очень просто: художница с прильнувшими к ней фигурками двух девочек-подростков. Однако картина вызывает самые возвышенные ассоциации: от Троицы (устойчивый треугольник композиции) до фресок раннего Возрождения (колорит). Может быть, Зинаида Серебрякова и не думала об этом, когда писала портрет, но вышло именно так. Фигуры матери и дочерей принадлежат Вечности, сгустившейся вокруг них голубым ореолом.

Буквально через месяц после написания картина была показана на выставке Общества поощрения художеств, которое приобрело её для картинной галереи Рыбинского музея. А художница в 1924 году уехала в Париж, где надеялась найти спрос на свои работы, а сорок лет спустя в период «оттепели» в СССР с огромным успехом прошли выставки Зинаиды Серебряковой – слава Богу, что художнице был отпущен долгий век.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.