«Я счастлива жить образцово и просто»

Эта картина расположена в центре зала картинной галереи Рыбинского музея. Рядом с нарочито грубоватым полотном Кончаловского, с подчеркнуто-изящным Бродским, формальными изысками импрессионистов и кубистов она кажется неожиданно естественной — простой и свежей.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) росла в семье, тесно связанной с искусством. Отец — Евгений Лансере — был известным скульптором, мать происходила из семьи Бенуа.

То, что Зина Лансере рисовала и тонко чувствовала красоту, было для этой семьи обыденным фактом. Но что она станет художницей, да еще столь крупной, не предполагал никто. Тем более, что в 1905 году Зинаида Лансере вышла замуж за студента Бориса Серебрякова и через несколько лет стала матерью четверых детей.

В 1909 году автопортрет художницы «За туалетом» привлек всеобщее внимание и сразу был куплен в Третьяковскую галерею. Картина – отражение в зеркале молодой женщины, которая, улыбаясь, расчесывает гриву темных волос. Уже в ней проявились характерные черты творчества Серебряковой: непосредственность и простота, умение видеть красоту в обыденных вещах. На картинах художницы – величавые сцены крестьянского труда, за которые она первой в России получила звание академика живописи. Но главное — кусочки домашней жизни, портреты детей, автопортрет. Вслед за Мариной Цветаевой художница вполне могла бы произнести: «Я счастлива жить образцово и просто…» Впрочем, жизненных сил и душевного здоровья у Зинаиды Серебряковой в итоге оказалось больше, чем у великого поэта.

Все рухнуло с началом Гражданской войны. Муж, «обожаемый Боречка», не видевший семью три года, приехал в Харьков, чтобы сгореть от сыпняка. Семья с трудом перебирается к родственникам в Петроград. Именно тогда, в 1921 году, и появился на свет рыбинский «Автопортрет с дочерьми» («с Татой и Катей» — написано карандашом на подрамнике).

При его сравнении с ранними автопортретами художницы заметно, что искрометный задор, лукавство, веселье остались в прошлом. Однако они уступили место светлой гармонии. Все вроде бы очень просто: художница с прильнувшими к ней фигурками двух девочек-подростков. Однако картина вызывает самые возвышенные ассоциации: от Троицы (устойчивый треугольник композиции) до фресок раннего Возрождения (колорит). Может быть, Зинаида Серебрякова и не думала об этом, когда писала портрет, но вышло именно так. Фигуры матери и дочерей принадлежат Вечности, сгустившейся вокруг них голубым ореолом.

Буквально через месяц после написания картина была показана на выставке Общества поощрения художеств, которое приобрело её для картинной галереи Рыбинского музея. А художница в 1924 году уехала в Париж, где надеялась найти спрос на свои работы, а сорок лет спустя в период «оттепели» в СССР с огромным успехом прошли выставки Зинаиды Серебряковой – слава Богу, что художнице был отпущен долгий век.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 412



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


× 6 = пятьдесят четыре

Описание картинки