Домой Общество Собственники квартир вправе выбирать тарифы сами

Собственники квартир вправе выбирать тарифы сами

0

В Новый год – с новыми, выросшими тарифами. Ситуация, в последние годы ставшая привычной. Однако Жилищный кодекс говорит, что собственники сами могут устанавливать тарифы на содержание и ремонт жилья. Как они могут воспользоваться этим правом? Мы попытались ответить на этот вопрос вместе с председателем Муниципального Совета Рыбинска Эдуардом Литовским.

— Глава Рыбинска утверждает плату за содержание и ремонт жилого помещения только для нанимателей жилых помещений. Получается, что более половины жителей, а именно, собственников жилья, — утвержденные главой города тарифы не касаются и платить за содержание и ремонт по ним они не обязаны?

— Не обязаны. Действительно, Жилищный кодекс дает право собственникам организовать собрание и принять тарифы, равные нулю, могут, наоборот, увеличить их вдвое-втрое, в зависимости от тех работ, которые необходимо профинансировать в доме. Но если ты голосуешь за нулевой тариф, то должен понимать, что в доме ничего и делаться не будет.

— И так ничего не делается…

— Кто сказал, что ничего не делается? Уборщица убирает подъезд? Дворник чистит тротуары? Свет горит в подъезде? Все за счет этого тарифа. Но формально собственники не обязаны платить по тарифам, утвержденным для нанимателей жилья.

— Проблема глубже, чем может показаться поначалу. Жители Рыбинска имеют многомиллионные долги перед управляющими организациями. Не платят не только деклассированные элементы, которым все безразлично. Многие не платят сознательно и думают, вероятно, что могут доказать свою правоту в суде…

— Они, как правило, если не платят, то не платят не только за содержание и ремонт, но и за другие услуги. Разве кто-то берет квитанцию, вычленяет плату за текущее содержание и ремонт, а остальное вносит? Да я могу побиться об заклад, что 100% неплательщиков не платят за все – за тепло, за холодное и горячее водоснабжение, за канализацию, электроэнергию, а не только за текущее содержание и ремонт. С неплательщиками надо жестко разбираться, вплоть до выселения в социальное жилье меньшей площади. На Западе давным-давно так поступают, и подавляющее большинство платит, таких катастрофических неплатежей нет.

Неплательщики загоняют в тупик не только управляющие организации, но и своих соседей по дому. При любом благо-устройстве двора или при любом ремонте управляющая организация первым делом поднимает список должников. На какое место в перечне ремонта подъездов или ремонта кровель попадет дом, в котором 50% неплательщиков? Да на последнее. И наоборот, на первые места попадут те дома, в которых неплательщиков минимальное количество.

— Могут ли собственники жилья реализовать свое право по определению платы за содержание и ремонт при отсутствии местных нормативных актов?

— Конечно, да. Для этого организуется собрание собственников, которое с учетом мнения управляющей компании (если способ управления домом — управляющая компания) устанавливает размер тарифа. Если это товарищество собственников жилья или жилищно-строительный кооператив, им проще, потому что им не надо спрашивать мнения управляющей компании, они сами решают, какие работы надо провести. Члены ТСЖ или ЖСК поручают правлению составить сметы работ, а потом на общем собрании решают: все работы, что предлагает руководство ТСЖ или ЖСК, они будут выполнять или нет. Они могут выбрать часть работ или решить, что не будут делать ничего.

У нас в округе на собраниях старших по домам одна проблема. Я им говорю – формируйте в себе чувство собственника: сами определяйте перечень работ по текущему ремонту, сами проводите мониторинг подрядчиков, сравнивайте, кто вам сделает качественней и дешевле — проведите своего рода конкурс. И самое главное: вы должны сами контролировать выполнение этих работ.

А у нас люди живут в квартирах – собственники, я подчеркиваю, в приватизированных квартирах, а содержание и ремонт мест общего пользования, которые прилегают к их квартирам, отдали на откуп какому-то дяде, который решает, какой ремонт делать, когда, сколько заплатить за работы. Хотя это должен хозяин решать. Почему-то к машине, например, отношение совершенно иное. Он будет выбирать запасную часть в различных магазинах, смотреть, где она не контрафактная, а от производителя, сравнивать, сколько она стоит, когда запчасть будет доставлена. К машине человек относится, как к дитю родному. А в отношении квартиры у нас действует порочный стереотип сознания, для нас квартира – это что-то такое, за что несет ответственность кто-то посторонний, а не я сам.

— Купить или не купить запчасть, решает один человек, а чтобы решение собрания стало правомочным, на него должны прийти минимум половина собственников. Не все такие сознательные…

— В этом плане жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, которые появились недавно, продвинуты на порядок. Для них собрания – это норма. Они проводят их регулярно, по любому вопросу, активно участвуют в обсуждениях, учитывают интересы друг друга.

Если ты приватизировал квартиру в многоквартирном доме, ты автоматически становишься участником объединения собственников. Раз есть объединение, то оно должно каким-то образом отражать свое коллективное мнение. А как это можно выразить? Способ только один – путем проведения собрания. И пока этого не будет, ситуация будет такова, какова она есть. Все возмущаются, что тарифы высокие на текущее содержание – так не плати, раз они высокие. Если ты собственник, если не снимаешь жилье по социальному найму, то можешь не платить, и никто тебя не заставит. Только делаться ничего не будет. Так у нас все так: сначала довести все до тупика, а потом из этого тупика выходить самоотверженно.

— Представим ситуацию: в доме 50% квартиросъемщиков и 50% собственников. Как быть, если собственники решат, что платить управляющей компании не за что?

— Что значит: как быть? Решение принимается простым большинством: либо оно принято – либо нет. 50% собственников примут решение не платить – пусть не платят, но и делать в их доме ничего не будут. Я не думаю, что все 50% собственников окажутся такими неадекватными. Обязательно пара-тройка нормальных людей найдется, которые присоединятся к муниципалитету во мнении, что платить по тарифам все-таки нужно. По-моему, этот вопрос из области фантастики.

— Кто должен, по вашему мнению, проявить инициативу по принятию тарифов – собственники или управляющая компания? Ведь Жилищный кодекс говорит, что «размер платы за содержание и ремонт… определяется с учетом предложений управляющей организации»…

— По смыслу, конечно, собственники должны проявлять инициативу. Но у нас, к сожалению, теория расходится с практикой. Я думаю, инициативу в данном случае надо брать управляющей компании – инициировать проведение собраний, вносить свои предложения и на собрании определять размер платы.

Но вообще, в каждом доме должен быть старший, который является локомотивом всех процессов и должен ощущать ответственность за состояние дома.

— Платежная дисциплина повысилась бы, если б люди понимали, за что они платят. Как собственникам получить отчет управляющей организации о выполненных работах?

— И что тут понимать? Не понимаешь — позвони в управляющую компанию или напиши письмо. Они должны построчно расшифровать плату за текущее содержание и ремонт.

Управляющая организация должна отчитываться ежегодно. У собственников есть мощнейший рычаг воздействия на управляющую компанию, а именно, право выбора, ведь они могут сменить управляющую компанию. Не устраивает ОАО «Управляющая компания» — иди в «Финансовый попечитель» или «Раскат-Рос». Но вот то, что управляющие компании в настоящее время все свои обязанности по управлению многоквартирными домами плохо исполняют, это соответствует действительности.

— И что делать?

— Менять надо управляющие компании. Организовать собрание, пригласить представителя и сказать: нас ваше качество управления жилым фондом не устраивает. Поставить вопрос ребром: дать срок для перестройки или заменить.

— На какую? Они все одинаковые.

— Неправда. Вот, например, хорошо работает филиал ОАО «Управляющая компания» под руководством Александра Дворецкого. Я как депутат неоднократно обращался к нему с просьбами жителей – всегда проблемы решались. И жители о филиале хорошо отзываются. Есть и другие.

Мне называли десятки фамилий людей, которые хотели бы управлять жилыми домами, есть люди, у которых в управлении по одному-два дома. Они все сделают для того, чтобы закрепиться в этом бизнесе.

И вообще, я думаю, что среди управляющих компаний не должно быть монстров, которые управляют 1500 домами, в Рыбинске должны работать десятки управляющих организаций. Конкуренция — это главное условие выхода ЖКХ из кризиса, в котором оно находится уже много лет.

Предыдущая статьяГрузите таблетки чемоданами
Следующая статья330 миллионов рублей — таков долг рыбинцев за услуги ЖКХ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.