Домой Образование Формула школьного успеха

Формула школьного успеха

0

Важно, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников.
Президент России Дмитрий Медведев

Самым важным качеством каждого руководителя является умение найти в своей работе главное и отсечь лишнее. Чтобы лишнее главному не мешало, и главное не погрязло в мелком бытовом мусоре и мелочных будничных размышлениях. Умение отсекать лишнее ценится и в бизнес-среде, и в чиновничьих коридорах. Расставьте приоритеты! – взывают к подчиненным на местах высокие столичные начальники. И отдельные рыбинские муниципальные структуры многолетним опытом доказали, что понимают приоритеты правильно.

Реформа образования шагает по стране. И наша Ярославская область – впереди колонны, поскольку вошла в число счастливчиков, участвующих в очередном эксперименте. Вместе со школами Самарской, Кировской и еще некоторых областей несколько лет назад ярославские общеобразовательные учреждения стали подопытными в новом механизме финансирования – подушевом. Души – ученики школ, финансирование – сугубо бюджетное. Есть и цель – «улучшенное качество образования должно задавать темп на инновационном пути развития страны». Есть средство – нормативно-подушевое финансирование. И уже есть последствия…

Начнем с середины. Отличие новой системы в том, что единственным критерием денежных вливаний в школы стало количество учеников. Раньше школы получали фиксированные суммы на покрытие каждой статьи расхода: зарплата учителям, текущий и капитальный ремонт, покупка инвентаря. Теперь деньги платятся за ученика. Сколько в школе учащихся, столько и денег, которые получит школа на организацию образовательного процесса.

Формула школьного успеха стала простой: денег больше там, где больше учеников.

Идея, которую преследует государство, великолепна, как всегда. Не должно иметь значения, где и в каком состоянии находится школа. Каждый ученик должен получить образование по стандарту. Пришел ребенок в школу – получил учебный материал. Пришел к нему учитель – получил зарплату. И в обратном порядке: нет ученика – нет денег – нет учителя.

ШКОЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Государство не определило единый школьный норматив финансирования. Все регионы разные, и каждому из своей глубинки видней, где, сколько и почем стоит ученик как расчетная единица. Безусловно и расхождение в финансировании школ в пределах одной области. Гарантия финансовой стабильности учебного заведения – статус лицея, гимназии и «поголовье» учеников. Разброс цен велик. Ярославским законом определено, что дневная общеобразовательная школа, расположенная в городе, имеет 16612 рублей в год на одного своего подопечного. Выше цены в районах. В рабочем поселке, например, на одного ученика положено 20336 рублей, в сельской местности – 33086, а в сельских малокомплектных школах, где классы менее десяти учеников, каждый школьник «стоит» 49629 рублей в год. Корректирующий коэффициент для гимназий и лицеев – 1,15.

Потратить деньги подушевого финансирования учеников школа может только на учебные расходы и зарплату учителям. Коммунальные платежи, ремонты и прочая текучка – дело местных властей. Сверхидея заключается в том, что государство берет ответственность за качество образования, местные власти – за безопасность и комфорт процесса.

Даже если ученики в школе будут замерзать от недотопа, директор не сможет потратить часть норматива на ремонт батарей. Никому не нужно рассказывать, сколько сегодня стоят коммунальные услуги. Подозреваем, что коммунальная составляющая в общем объеме школьного финансирования может быть более половины. Однако это – проблема чиновников и депутатов местного пошиба.

СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ПО БОЛЬНИЦЕ

Итак, можно подвести математические итоги. Средняя общеобразовательная школа Рыбинска, которую посещает семьсот учеников, из регионального бюджета получает 11 миллионов 628 тысяч рублей в год. Если эта школа имеет статус лицея или гимназии – финансирование увеличивается до 13 миллионов 370 тысяч. Примерно такие деньги получает за своих учеников рыбинский лицей №2.

В Брейтово, где единственная школа собирает 500 учеников, финансирование составляет более 15 миллионов. В знаменитой ростовской гимназии имени Кекина, где учится около 1300 школьников, норматив в совокупности равен почти 25 миллионам рублей в год.

Приводим еще раз цифры в порядке убывания для очевидного сравнения: ростовская гимназия – 25 миллионов, брейтовская средняя школа – 15 миллионов, рыбинский лицей №2 – 13 миллионов. И в предположительной школе деревни Хмелево Гаврилов-Ямского уезда на 10 учеников и двух учителей – полмиллиона рублей. Предварительный вывод, как бы абсурден он ни был, таков: богато там, где бедно.

Собственно, статистические данные сами по себе никому не интересны. Есть определенные стандарты, по которым рассчитываются определенные финансовые потоки. Есть школы самые разные: большие и маленькие, сельские и городские, лицейские и вечерние. Но в каждой, по идее государства, ученик должен получать стандартный набор знаний, а учитель – определенную зарплату. И если с зарплатой все более или менее определено, то с национальным образовательным стандартом, выпадающим на долю каждого ученика, все обстоит несколько иначе. Несколько – это значит, что в одной школе есть современное оборудование, компьютеры, интернет, в другой – только муляжи и рисованные клавиатуры.

ГДЕ ГУСТО, ГДЕ ПУСТО

Начнем с соседей. Тутаевские власти пошли по пути укрупнения школ. Сейчас в городе всего 7 общеобразовательных учреждений, получающих деньги по городскому стандарту. Раньше было 15, но при подушевом школьном финансировании было решено объединить ресурсы и сосредоточить финансы. Это дало возможность говорить об условно безубыточных школах, в которых нормативно-подушевое финансирование вкупе с муниципальными дотациями дает возможность не только платить зарплату учителям и обеспечивать содержание зданиям школ, но и развивать материальную базу. В текущем году последнее стало особенно актуальным, поскольку национальные проекты в области образования более не финансируются из федерального бюджета. Помните, как в былые годы школы участвовали в конкурсах и получали миллион на развитие материально-технической базы? Конкурсы остались в прошлом. Теперь все развитие может быть либо за счет муниципального бюджета, либо ценой рационального распределения нормативов. Вот этот рационализм применяют в Тутаеве, Ростове, Угличе.

Рыбинск, как о нем часто говорят, город своеобразный. В том числе и в организации системы образования. На нашей территории действует 40 школ. Только 7 из них относительно рентабельные, потому что крупные, имеют достаточное, простите великодушно, поголовье учеников и статусы лицеев и гимназий. Еще 17 рыбинских школ сводят балансы в нули, не оставляя себе ничего на развитие. Остальные – убыточные, а значит – неперспективные. В них нет и в ближайшее время не предвидится ничего инновационного: новой техники, современных компьютеров, скоростного интернета – всего того, без чего уже трудно представить себе современного человека.

Происходит это потому, что количество учеников в рыбинских школах слишком мало для нормального финансирования. В тоже время здание каждой школы требует затрат на содержание, ремонт, реконструкцию. Штат преподавателей и технических сотрудников неизменен и тоже требует постоянного финансирования. В школе № 12 на Скомороховой горе, где 750 учеников, штат уборщиц составляет 17 единиц. Их общая зарплата по нормативам – почти миллион рублей в год. В микрорайоне Северный, где всего несколько высотных домов, остальные – низкорослые и малонаселенные, четыре школы. Все их здания требуют содержания за счет муниципальных денег. На развитие, естественно, ничего не остается.

ИННОВАЦИИ ПО-РЫБИНСКИ

Конечно, рационализм – не лучший помощник в воспитании и образовании подрастающего поколения. И, может быть, сложись все по-другому, и не будь местный бюджет так скуден, мы могли бы радоваться тому, что у нас компактные малонаселенные школы, малочисленные классы. Но сегодня это не может быть преимуществом, поскольку ведет к простому существованию, без развития и перспективы.

«Еще в прошлом году, когда наши школы финансировались по национальным программам, мы работали в Рыбинске. Теперь в Тутаеве, Ростове, Ярославле, сельских районах школы все время обновляют технику, развивают технологии. В Рыбинске мы только обслуживаем то, что приобреталось раньше», — рассказывает руководитель рыбинского предприятия по поставке, наладке и сопровождению компьютерной техники.

Вот она — реализация государственного стандарта, когда «улучшенное качество образования должно задавать темп на инновационном пути развития страны». Местные власти вынуждены соглашаться на квоты, определенные региональным бюджетом. И искать способы оптимизации затрат. Там, где их находят, может идти речь о развитии. В Рыбинске верхом фантазии чиновников департамента образования стала объединенная школьная бухгалтерия. Этот денежный монстр заставил всех школьных директоров в принудительном порядке «добровольно» передать полномочия по управлению деньгами. И сегодня руководители образовательных учреждений не просто потеряли любую самостоятельность, они вынуждены выступать в роли ожидающих милости просителей. Учителя делятся своими впечатлениями от походов в объединенную бухгалтерию: кто, как и какими усилиями смог обналичить товарный чек на карандаши. И главное – в какие сроки, например, через три месяца после того, как карандаши уже были исписаны. Никто не смог вспомнить аналогов рыбинского ново-введения, действующих в Ярославской области. У соседей – по бухгалтеру на школу. Ну, или на три школы. Зато в Рыбинске чиновники имеют тотальный контроль над школьными деньгами. Директора в приватных разговорах считают такую систему контроля, мягко говоря, не лучшим способом решения финансовых проблем. Но кто в наше время хочет остаться без работы?

КОМУ НУЖНЫ ШКОЛЫ?

Школа — это, в первую очередь, наши дети, наше будущее. Но школа — это еще и инфраструктура. Без наличия современных школ говорить о развитии территории не имеет никакого смысла.

Мы далеки от призывов закрывать нерентабельные школы и объединять педагогические коллективы. Но что плохого в том, если из четырех мелких школ микрорайона Северный сделают две крупные? Что плохого в том, что у детей появится возможность учиться не в убогих кабинетах, а в современных помещениях? Как еще можно получить развитие, если не объединить ресурсы?

В развитых территориях жители дают главное — налоговую базу, которая формирует местный бюджет. Чем больше жителей, чем выше заработки, тем больше размер подоходного налога, богаче бюджет и регион, сильнее местная власть. Значит — больше возможностей не только ремонтировать старые школы, но строить новые, создавать рабочие места, развивать материальную базу. И вопрос подушевого финансирования школ из федерального центра в этом случае мог бы не стоять. Муниципальные образования справятся сами. Пока же зависимость от вышестоящего финансирования слишком велика. А департамент образования нашел в своей работе главное – централизованную бухгалтерию. И вычленил лишнее – рациональное использование нормативного финансирования. Чем и закрыл дорогу «инновационному развитию» нашей территории.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.