Домой История Реабилитация символа

Реабилитация символа

0

3 декабря Москва снова будет приветствовать двух самых знаменитых тружеников страны, пролетариев, возвращающихся, по сути, из небытия, которое им предрекали борцы с символикой советской эпохи.
В Рыбинске этих героев ушедшей эпохи так и не дождались, хотя ожидания эти родились еще в 1939 году…

 

ВЕЛИКИЙ ССЫЛЬНЫЙ

 

Рыбинск в конце 30-х годов был не только одной из тюрем простого народа, он был местом ссылки и заключения многих знаменитостей. Но было в нашей истории и такое: власти отправляли в ссылку новгородский вечевой колокол, вырвав предварительно у него язык за бунтарский его характер. А в 1939 году в наш город, в Переборы, на строящуюся плотину должны были доставить скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В ссылку.

Только-только в Париже закончилась международная выставка, в которой принимала участие скульптурная композиция, олицетворяющая достижения советской державы, и Мухина, выполняя постановление партии и правительства, подбирала для своего произведения место постоянной прописки в СССР. Это был конец 1937 года. Тогда-то взор скульптора и обратился к рыбинским шлюзам, рыбинской плотине. Она предложила «сослать» скульптуру на Волгострой, в Волголаг.

Почему же не состоялся этот переезд, который мог сослужить хорошую службу городу, его жителям? Если бы мы были так простодушны и бесхитростны, мы бы повторили вслед за одним народным любимцем: «Кто ж его посадит? Он же – памятник!»…

 

КАК У ВЕРЫ МУХИНОЙ «РОДИЛАСЬ» ДВОЙНЯ, СДЕЛАВШАЯ ЕЕ ЗНАМЕНИТОЙ

Однажды летом 1936 года Веру Мухину известили о том, что она включена в число конкурсантов на создание статуи для советского павильона Международной парижской выставки. То, что это должна быть парная скульптурная композиция «Рабочий и Колхозница», определил самый авторитетный член жюри Б. М. Иофан. Фаворитом в состязании был скульптор И. Шадр. К конкурсу были привлечены также В.А. Андреев, М.Г. Манизер (у нас в городе есть две его работы), а также Б.Д. Королев.

Нет смысла рассказывать о перипетиях, предшествовавших окончательному решению жюри, но в октябре 1936 года победителем была названа именно Мухина. Вячеслав Молотов, прибывший специально для просмотра работ, спросил скульптора:

— Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!

Возникала неловкость.

— Это нужно для равновесия, — ответила Вера Ивановна.

— Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос…

А потом, уже в цехе завода ЦНИИМаша, где изготавливали фрагменты композиции, по-явился и лучший друг советских контролеров и заказчиков. Появился Сталин не случайно. Директор завода Тамбовцев, доведенный скульптором до точки кипения из-за угрозы срыва сроков изготовления статуи, решил «перевести стрелки» и написал донос на Мухину. Якобы это она саботирует ход работ, да к тому же, в некоторых деталях одежды колхозницы (в складках платья) скульптор поместила ни много ни мало – портрет Льва Троцкого. Пример оказался заразительным, и уже Мухиной некий главный художник поведал о том, что у рабочего – характерный профиль Троцкого… Пошли аресты. Перед самой приемкой ночью на завод и приехал Сталин. Сначала шофер попробовал осветить скульп-туру фарами, потом включили мощные прожекторы. Всего несколько минут понадобилось гостю, чтобы оценить увиденное. Утром Мухиной сообщили, что правительство довольно, к работе замечаний нет…

25 мая 1937 года «Рабочий и колхозница» произвели фурор, а Мухина стала в ряд с великими скульпторами всех времен и народов. Писатель Луи Арагон сказал ей: «Вы нас спасли». Он был коммунистом. Французские, английские, итальянские рабочие, проходя мимо скульптуры, салютовали ей. Франс Мазерель: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней».

 

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РЕПУТАЦИЯ ВЕЛИКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

 

4 июня 1939 года в газете «Большая Волга» — органе политотдела строительства Рыбинского гидроузла была помещена статья старшего архитектора Савицкого «Рыбинский гидроузел после завершения строительства». Он пишет: «К окончанию строительства узел будет озеленен как низкой, так и высокой зеленью и обратится в зеленый остров. На нем будут выситься грандиозные сооружения, которые будут жить в веках как величественные памятники эпохи социализма». Здесь же помещен рисунок плотины со встроенной скульптурой «Рабочий и колхозница». И подпись под ним: «Так будет выглядеть нижняя голова шлюза Рыбинского гидроузла после завершения строительства».

Так почему же после окончания международной выставки «Рабочего и колхозницу» решили отправить в Волголаг. Тут могут быть две причины. Одна анекдотическая – из-за Льва Троцкого. Вторая – более реалистическая: потому что изначально скульптура не воспринималась как самостоятельное произведение, а существовала в комплексе с архитектурным сооружением. Поэтому и искали под нее соответствующий пьедестал.

Почему она не доехала до Рыбинска? Ответ очень простой – из-за своей всемирной славы. Трудно представить себе, чтобы скульптура, ставшая в один миг символом всего того, что связано с СССР, могла быть украшением какой-то там плотины, какое бы значение она ни имела для народного хозяйства. Скульптура поселилась на ВДНХ. Был сооружен пьедестал, не соизмеримый с монументом (его высота – 25 м, высота пьедестала – 13). Сразу проявились «недостатки» столь огромной статуи. Она, словно великан, живший на огромной вершине под небесами и спустившийся в долину, к людям и напугавший их гипертрофированными членами своего тела.

С 2003 года монумент находился на реставрации. Под него построен 34-метровый постамент, в котором разместится музей.

 

ФАНТОМЫ ЗНАМЕНИТОЙ СКУЛЬПТУРЫ ПОД РЫБИНСКОМ

Вероятно, пустой «бык» рыбинской плотины, которая должна была стать музеем на открытом воздухе, украшенным скульптурами, барельефами и горельефами, фонтанами и садово-парковыми зонами, не давал покоя ни правительству, ни самой Вере Мухиной. В 1940 году она разработала новый проект для рыбинской плотины – композицию «Родина». Крупная аллегорическая женская фигура с хлебным снопом, придерживаемым правой рукой и моделью завода в полусогнутой левой руке. Приемщики увидели в этом образе реминисценцию иконописных изображений святых и князей с моделями храмов и отклонили проект.

Мухина бросилась в крайность и отказалась от «Родины». Она предложила поставить на опору Рыбинского гидроузла фигуру мужчины с мечом и назвала эту композицию «Защитник Родины». Вариант также не пошел. Тогда она соединила два образа. Рядом с женской фигурой, олицетворяющей Родину, она поставила красноармейца в обмундировании с винтовкой в руках. Но некоторые проницательные глаза увидели в этой композиции зловещий образ вертухая, стерегущего арестованную гражданку.

И хотя в связи с болезнью скульптора и начавшейся войной идеи Мухиной так и не были реализованы, но образы, найденные в период работы для Рыбинского гидроузла, были использованы в других городах и других сооружениях.

На днях в нашем городе побывала съемочная группа программы «Время», пытаясь выяснить, что или кто помешал двум выдающимся труженикам обрести покой на берегах Волги под Рыбинском. Ответ на этот вопрос они дадут в один из ближайших выходных.

Предыдущая статьяУберите говорящие головы
Следующая статьяЯрославский мишка против паленой водки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.