Домой История «Шедевр» под ногами

«Шедевр» под ногами

0

Артефакт — любое творение человеческих рук, будь то сооружение, орудие труда, произведение искусства, жилище, сосуд или иной объект.

Когда мы попадаем на железнодорожный вокзал, на перрон, наши глаза устремлены если не вверх, то прямо – на здание вокзала (и когда его наконец только начнут реставрировать ?), на вагоны фирменного поезда, приготовившегося доставить нас в первопрестольную или к пригородным дачам. Вверх мы смотрим в тех случаях, когда хотим узнать, скоро ли кончится дождь или когда слышим чудный звон колоколов Георгиевской церкви. Вниз, под ноги, мы вряд ли глядим, если только переходим через рельсы, или зимой, когда боимся поскользнуться. А если бы мы чаще смотрели себе под ноги…

Мы бы увидели крышки канализационных люков. Они там разные. Но один тип заслуживает того, чтобы обратить на него особое внимание. Во-первых, этот люк – раритет, этот люк – артефакт. Во-вторых, в отличие от более поздних крышек люков советского периода, она имеет не выпуклую, а вогнутую форму. Да еще и с отверстиями-дырочками. Догадываетесь, зачем оно вогнутая и зачем с дырочками? Конечно, ведь мы по весне часто ходим по улицам, шлепаем по лужам на тротуарах и переходах, видим крышки люков в этих лужах и недоумеваем, зачем такая канализация, которая не может справиться с лужами. А вот наши предки были умнее нас. Даже в таких вот деталях. Крышки вогнутые, да еще и с круглыми дырками, чтобы не задерживать воду. Пусть себе стекает через отверстия в колодец!

А если присмотреться повнимательнее, на этом таком простом, но таком не похожем на «советские» люке есть еще и автограф. Там написано «ЛЮБАРСКАГО». То есть, продукция некоего господина Любарского, жившего до революции.

И знаете, что самое удивительное? Другой такой крышки люка с «такой фамилией» я не нашел нигде больше, ни в одном городе страны.

Вы спросите, откуда такая самоуверенность? И как это я смог узнать про другие города? Да очень просто. Оказывается, в мире есть такие чудаки, которые «коллекционируют» типы канализационных люков, выкладывают их в Интернете, обмениваются информацией. Один из коллекционеров, например, пишет: «Уверен, мало кто вглядывается в рисунки и надписи на канализационных люках. Как-то обычно хватает других занятии. Коллекционировать люки тоже не принято — опасно для окружающих, да и тяжелые они, заразы. Поэтому предлагаю осмотреть некоторые наиболее любопытные экземпляры в комфортабельных условиях — на экране вашего компьютера».

Я просмотрел в «комфортабельных условиях на экране компьютера» люки из этой коллекции, но такого, как у нас на перроне вокзала, не нашел. А нашел я чугунные «HYDRANT», «Русско-шведские Эллерсы», Силины, Зигели, Луговы, люки разных предприятий-производителей и предприятий-обладателей, люки квадратные, круглые, полукруглые, с утопленными скобами, просто люки без всяких надписей… В Петербурге отыскался один люк с надписью «КАНАЛИЗАЦИЯ А.М. ЛЮБАРСКАГО СПБ». Но такой люк, как у нас на перроне, пока не обнаружен нигде!

Кто они такие, Любарские? Чем они отметились в истории России? В 1826 году два русских ученых В.Г. Соболевский и В.В. Любарский разработали один из основных приемов порошковой металлургии – горячее прессование порошков. Изобретение заключается в том, что пористая, как губка, платина помещалась в форму, сдавливалась, нагревалась и после этого превращалась в плотный монолитный металл. Этот способ стал использоваться на Санкт-Петербургском монетном дворе для изготовления монет, медалей, а затем и изделий более сложной формы. Через два года изобретение было повторено в Англии. В конце XIX в. метод получил развитие в США, а в начале XX в. и в Германии. Эти разработки привели к созданию тугоплавких металлов и сплавов. По сути, это было революционное открытие, определившее на столетие вперед развитие характера металлургии во многих странах.

Василий Васильевич Любарский (1795-1853), известный русский металлург, геолог, химик, горный инженер, был еще и полковником. Любарский Иван Васильевич (1806-?) – горный инженер. После окончания Горного института определен в службу в Гороблагодатские заводы. В 1840-41годах служил помощником управляющего Нижнетуринского завода.

Надеюсь, что после этой публикации с нашей крышкой не случится истории, подобной той, что случилось с некой дамой из анекдота:

Диалог между мужем и женой вечером: «Дорогой! У автомобиля сегодня отвалилась запчасть. Я ее с трудом смогла положить в багажник. Посмотри. Можно ли починить?» Муж открывает багажник и задумчиво смотрит в него: «С машиной все в порядке, но канализационный люк придется отвезти на место».

Предыдущая статьяПлата за доверчивость
Следующая статья«Домбай в октябре» в зимнем Рыбинске

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.