Домой История Послание потомкам

Послание потомкам

0

Наши предки-рыбинцы очень серьезно относились ко всякого рода письмам и надписям, документированию событий своей жизни, выделяя в ней значимые вехи. Особенно поражают заботой об участи души после смерти и о судьбе близких поминальные надписи на иконах. Одно из таких посланий потомкам можно прочесть на обратной стороне иконы с выставки «Иконы с надписями, подписями и датами», открытой в Рыбинском музее. Некий рыбинский мещанин Василий Титов в 1843 году «июля 27 дня» решил оставить свое духовное завещание в пространном тексте, написанном на доске чернилами, теперь уже заметно выцветшими и местами едва различимыми. «Образ Господа Саваофа по смерть мою завещаю, где мое грешное тело погребено будет, тут и образ сей поставить…»

Автор надписи сообщает свое имя, фамилию, мирское сословие – мещанин и (большая удача для исследователя) дату написания иконы: 1823 год. Этот потрясающий документ эпохи, таящий в себе историю жизни иконы и владельца. Икона поступила в Рыбинский музей в 1925 году из Югского Дорофеева монастыря и увенчала в свое время могилу Василия Титова. Дело в том, что после революции в Молчанской церкви Югского монастыря был устроен склад для икон, куда были свезены образы со всей округи, в том числе и кладбищенские.

Чем был примечателен до поступления в монастырь Василий Титов, мы уже не узнаем. Известно, что архивы хранят «Пофамильный список мещан города Рыбинска», в котором Титовых значится немало. Надпись же при всей своей подробности вызывает все же больше вопросов, чем дает ответов.

Главное, что остается неразгаданным – это проблема авторства. Чаще всего профессиональные мастера именовали себя в подписях иконописцами или изографами. Здесь такого наименования нет. Стиль изложения и допущенные в надписи ошибки вскрывают несоответствие между академической школой письма иконы и невысоким уровнем образования автора надписи. Василий Титов, скорее всего, заказал икону у хорошего художника. А вот обновить образ в 1843 году Титов мог и сам, закрепив холст на доске и оформив бумажной фольгой поля и фон, придав ему привычный вид иконы. Кстати, в ходе реставрации Е.А.Расторгуевой покоробившийся старый холст был отделен от деревянной основы-доски, сдублирован на новый холст и натянут на подрамник. Это позволяет теперь видеть одновременно и изображение, и тыльную сторону с текстом.

…В собрании Рыбинского музея из 500 икон 50 имеют надписи, что для провинциального собрания необычайно много. Большинство этих икон можно видеть сейчас на выставке и испытать удивительное чувство сокращения исторического расстояния, отделяющего нас от авторов и первых владельцев этих икон. Надписи дополняют силу воздействия на нас святых образов. За строками надписей встают личные драмы, упоминания о болезнях и чудесах исцелений, свидетельства благочестия, трудов и подвигов, самые важные жизненные события – венчание, рождение детей, принятие пострига, живая вера жителей рыбинской земли, воплощенная в красках икон и словах текстов.

Предыдущая статьяХорошая рассада – добрый урожай
Следующая статьяРыбинские школы компьютеризируют

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.