Домой История Все мы братья. По кино

Все мы братья. По кино

0

Сегодня фильмы чаще смотрят дома, их бы просто не снимали, не будь изобретения братьев Люмьер, запатентованного 115 лет назад, в феврале 1895-го. Голливуду же исполняется нынче ровно 100. Наконец, в нашем городе сезон 2009-2010 года ознаменован 40-летием киноклуба «Современник», что стало поводом для выставки «Рыбинск и кино» в городском музее-заповеднике.

Курган киношной техники

Экспозиции разместилась в зале, который раньше считался купеческим. Большинство выставочных экспонатов отодвинули к стенам, а ближе к центру сложили нечто наподобие холма. Здесь примостились образцы кино- и фототехники. И хотя там нет люмьеровского аппарата, зато имеются его предшественники и «потомки».

В числе последних – кинокамеры, кинопроекторы, архаичные фотоаппараты с «гармошкой». А самый ранний прообраз фотопроекции – камера-обскура: фанерная коробка с отверстием в передней стенке.

Ближайший «предок» кинопроектора – кинетоскоп. Если покрутить рукоятку и заглянуть в «иллюминатор», можно увидеть движущуюся картинку. Другой эффект воссоздаёт стереоскоп, представляющий собой коробчатую полумаску с двумя застеклёнными окошками, через которые каждый глаз видит один из парных снимков, так что в сумме складывается объёмное изображение. Здесь выставлена самая известная модель, изготовленная в 1900 г. в Нью-Йорке.

Наши кадры

Рыбинцы использовали все эти приборы, открывали первые «иллюзионы». Однако те, кому предстояло делать кино, должны были прежде покинуть родные пенаты. Раньше и дальше других уехал приказчик Х. Шенкер с семьёй, обосновавшись в Америке в 1893 г. Двое из семи его детей, Джо (Иосиф) и Николас Шенки, стали пионерами Голливуда, основав самые крупные кинокомпании. Другой паре братьев – прославленным российским режиссёрам Никите и Андрею из рода Михалковых – достался соседний простенок. Здесь они «ютятся» вместе с отцом-поэтом, связанным с кино как сценарист и редактор «Фитиля», матерью, Натальей Кончаловской, и актрисой Натальей Аринбасаровой, бывшей женой Андрея.

Единственным из видных мастеров кино, кто сам родился в Рыбинске, был Станислав Ростоцкий. В годовалом возрасте родители увезли его в Нижний, потом в Москву.

Уходящая натура

С другой стороны притулился Остап Бендер, восседающий на старинном стуле «а-ля мастер Гамбс». Эта персона в масштабе 1:2 – плод усилий десятка людей, от кукольницы до портнихи. Его фанерный двойник стоит на фоне «Креста» – перекрёстка Стоялой с Крестовой, воспроизведённого со старинной открытки на крупноформатном баннере. Действительно, комедия Л.Гайдая «Двенадцать стульев» (1971 г.) – самая знаменитая картина из всех, снимавшихся на рыбинской натуре.

Годом раньше на вокзале с тогда ещё крытым перроном В.Азаров снимал финал «Поезда в завтрашний день», фильма о переезде советского правительства из Петрограда в Москву, который запретили сразу после завершения. Впервые же наши места появились на экране в «Великом гражданине» Фридриха Эрмлера (1937-39) – то были хроникальные кадры Волгостроя, вписанные в игровой сюжет.

Но настоящий кинобум наступил у нас на рубеже 1990-х, когда почти одновременно здесь работали съёмочные группы С.Проскуриной («Случайный вальс»), А. Добровольского («Присутствие»), Н.Тягунова («Нога», по мотивам Фолкнера) и М.Хуциева, который по собственному сценарию снимал и переснимал «Бесконечность» в течение трёх летних сезонов. Увы, большинство из отснятых тогда объектов сейчас остались лишь на плёнке либо доживают последние дни. Наконец, уже в новом столетии в Рыбинске проходили съёмки начальных эпизодов платоновского рассказа «Возвращение», экранизированного И.Солововым под названием «Отец», отдельных кадров «Бумера-2» и целиком – комедии Али Хамраева «Артисты» (2007). Снимки рабочих моментов и кадры из фильмов, созданных за эти два десятилетия, собраны тоже на небольшом межоконном планшете.

«Связанные одной целью»

Подлинное зрительское братство в Рыбинске сложилось с появлением киноклуба. Мне просто хотелось, чтобы как можно больше людей смотрели хорошие фильмы. Клубная аудитория росла, и за первое десятилетие мы пересмотрели всё, что было интересного в местном прокате, и начали приглашать кинематографистов.

Жизнь клуба от начала до сегодня на выставке втиснута в один-единственный крайний простенок. Тут заполненные зрителями залы, выступления на сцене и встречи за круглым столом, викторины и дискуссии… Выходя за грань экрана, киноклуб собирал у себя разные жанры и начинания. Были поездки на «Ленфильм» и в Госфильмофонд, на семинары в Пущино и Тбилиси… Включившись в киноклубное движение, мы стали завсегдатаями Московских фестивалей, где общались с лидерами мирового кино – вплоть до самого Феллини! Сверяясь по спискам, на фотографиях можно узнать Норштейна, Сокурова, Муратову, Адабашьяна, только что ушедшего Мотыля и так называемых «земляков-потомков» – Райкина, Стеблова, Соловьёва, Авербаха. Рядом — Иоселиани и Тарковский с его питомцами Кайдановским, Бурляевым и Н.Бондарчук.

Бег времени

Тяга к большому экрану и личному общению с творцами существует и сегодня. В прошлом сезоне она воплотилась в авторский фестиваль К. Занусси, во встречах с режиссёром Хлебниковым, президентом Гильдии кинокритиков Матизеном, поэтом и сценаристом Арабовым. А сколько ещё – при самой высокой степени «сжатия» экспозиции – осталось за её пределами! Неужели всё это канет в вечность? Думаю, что нынешняя киновыставка, трижды юбилейная, продемонстрировала массу нереализованных возможностей, что тем более подтверждает необходимость создания в Рыбинске настоящего профессионального музея кино.

Предыдущая статьяТребования рассады
Следующая статьяТри тысячи рублей за десять минут

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.