Домой История Жемчужины на дне рукотворного моря

Жемчужины на дне рукотворного моря

0

14 апреля 1941 года в 13 часов 10 минут по приказу майора НКВД СССР Журина монтажники с помощью двух мощных 300-тонных кранов закрыли стальными щитами-затворами отверстия водосбросной плотины на Волге возле Рыбинска остановив таким образом, течение великой реки. А ровно через час был опущен последний щит в пролеты Рыбинской ГЭС на реке Шексна. Так, с 14 часов 10 минут началось заполнение огромного искусственного моря и затопление Молого-Шекснинского междуречья.

В результате рекордных устремлений НКВД-шных проектировщиков была разрушена и затоплена одна из самых благоустроенных обителей Ярославской епархии, жемчужина Рыбинского уезда Югская Дорофеева пустынь. Она располагалась в 17 км от Рыбинска, в 18 км от Мологи и в трех километрах от правого берега Волги. Там, где речка Черная Юга вливалась в Белую Югу, на правом берегу последней. Югская пустынь была основана в 1615 году схимонахом Псково-Печорского монастыря, уроженцем села Нижне-Никульское (ныне тоже затоплено), преподобным Дорофеем.

Обитель являлась важным духовным центром уезда и располагала пятью великолепными храмами – Троицкий собор, Успенская, Молченская, Никольская и Ильинская церкви. Сооружения великолепного архитектурного комплекса представляли высокую культурно-историческую ценность. Пустынь имела хорошо отлаженное полеводческое и животноводческое хозяйство. Прибавьте к этому больницу, школу, водяную мельницу, пасеку, птичник, конюшню, скотный двор, кедровую рощу и хозяйственные постройки.

До революции пустынь славилась своей святыней – чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии. В 1654 году по Рыбной слободе прокатилась эпидемия моровой язвы. Монахи принесли икону Божией Матери Одигитрии в слободу, и язва прекратилась. По этому случаю был даже издан указ Петра I (по ходатайству бургомистра Рыбной слободы) об обязательном, начиная с 1701 года, ежегодном проведении крестных ходов с чудотворной иконой в Рыбную слободу.

С 10 августа 1786 года икону Божией Матери Одигитрии, принесенную в 1615 году схимонахом Дорофеем из Псково-Печорского монастыря, стали именовать Югской. Тогда же высшее руководство Русской Православной Церкви благословило совершение крестных ходов с Югской иконой Божией Матери в города: Молога, Мышкин, Углич и Пошехонье. До настоящего времени сохранилась лишь копия (1915 года) этого чудотворного образа, которая хранится в Успенской церкви села Балобаново.

{image1}

Под северными сводами храма во имя Живоначальной Троицы был устроен теплый придел с гробницей преподобного Дорофея. На гробнице лежали его железные вериги и напрестольный крест патриарха Филарета. В северном углу собора похоронен ярославский живописец Логин Иванович Шустов, посвятивший всю свою жизнь росписи этого прекрасного дома Божия. Здесь же под спудом лежали мощи первого духовного наставника большой православной группы сестер, преподобного Адриана Югского. Духовные дети преподобного стали основой монашеской общины рыбинского Софийского монастыря. Ныне честные останки преподобных Дорофея, Адриана Югского и изографа Л.И.Шустова покоятся на дне водохранилища.

В 1921 году, с переоборудованием монастыря под «детскую коммуну», пустынь была осквернена. Но монахи продолжали поддерживать отлаженное в течение трех веков монастырское хозяйство. После их изгнания была сломана мельница, а затем пришло в упадок и хозяйство древней обители. 28 апреля 1922 года губернской комиссией по изъятию церковных ценностей были содраны с икон все ризы из драгоценных металлов, сняты с них жемчужные короны и украшенные изумрудами и бриллиантами венчики. Увезены высокохудожественные золотые и серебряные дарохранительницы, ковчеги, потиры, дискосы, тарелочки, лжицы, корчики, звездицы, лампады, напрестольные кресты, серебряные кадила и старинные, в серебряных позлащеных окладах, евангелия. Вес изъятой «добытчиками» только серебряной церковной утвари из Югского монастыря составил 20 пудов 31 фунт 36 золотников. Это в 4 раза больше, чем вес всех изъятых серебряных предметов в Софийском монастыре.

{image2}

Во время строительства гидроузлов на Волге и Шексне были разобраны Троицкий собор, колокольня и одноэтажный восточный корпус, а братские кельи оставшихся трех корпусов превращены в квартиры для сотрудников Волголага и их семей.

По церковному преданию, над каждым престолом храма до скончания веков пребывают ангелы. Нашим телесным зрением мы их не увидим, но поклониться затопленным святыням можно перед поклонным крестом, установленным 17 июня 2005 года, в год 390-летия Югской Дорофеевой пустыни, на юго-восточном берегу Югского залива, возле острова Пляшивец, на самом близком расстоянии от укрытых водой фундаментов древней обители.

Под воду искусственного моря ушло много великолепных храмов Мологского края. Каждый из них – отдельная поучительная история, связанная с духовным началом и щедростью души человеческой.

Примером тому является древнее село Нижне-Никульское – родина основателя Югской пустыни, преподобного Дорофея. Спасская церковь этого села построена в 1799 году тщанием помещицы Надежды Илларионовны Глебовой. В приходе было 10 селений, из них шесть оказались на Юршинском острове, остальные (Нижне-Никульское, Шелухино, Ефаново и Лушма) затоплены.

На правом берегу Волги напротив города Молога стояло село Веска. Из-за разрушительных разливов Волги церковь перенесли на два километра от берега. Вскоре сюда переместились все жители, и село на новом месте стали называть Новая Веска. После постройки в 1706 году на средства помещика Федора Александровича Агдавлетьева кирпичной церкви, главный престол которой был освящен в честь Федоровской иконы Божией Матери, село получило имя Федорицкое.

Самый же большой приход на Волге был при Знаменской церкви села Коприно. Почти все деревни этого прихода уцелели, а бывшее владение князей Ушатых (отпрысков мологских князей), с 1543 года – вотчина Троицо-Сергиевской лавры (короткое время – вотчина Александро-Невской лавры), древнее культурное село Коприно после разорения церкви и последовавшего позже ее варварского разрушения окончательно запустело. До революции церковь этого села славилась великолепной высокохудожественной утварью, пожертвованной братом знаменитого певца императорской оперы Платона Радонежского (могила его в Погорелке), членом Совета Министров Народного Просвещения, действительным статским советником Александром Анемподистовичем Радонежским.

{image3}

Ныне юго-западное побережье водохранилища стало местом размещения многочисленных баз отдыха. Но горьким укором людям за их равнодушие к святыням предков «украшают» Волжский плес печальные руины Знаменской церкви села Коприно и остатки Воскресенской церкви села Шумарово на одноименном с селом острове. Эти исторические села известны с XV века, но в настоящее время нет возможности (а на острове – и необходимости) восстановления с нуля этих церквей. Значит, надо поставить на месте руин церквей поклонные кресты и построить часовни. Если будет открыт целевой счет на постройку, то непременно должны пожертвовать, например, энергетики и владельцы близлежащих баз отдыха. Наверное, можно найти спонсоров среди состоятельных отдыхающих. Кто знает, может, с устройством часовни возродится село Коприно, а с ним получит новый импульс в развитии некогда знаменитый центр сыроделия – Копринский край.

В середине апреля мологжане отмечают День памяти Мологи. За последние годы Молога стала символом памяти обо всех затопленных искусственными морями селениях. Надеюсь, что эта статья станет еще одной «свечой», зажженной в память о погубленном городе и многочисленных селах и деревнях, «смытых» Рыбинским водохранилищем с карты России.

Предыдущая статьяПраво на правду…
Следующая статьяСамооборона или убийство?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.