Домой История СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ШКОЛЫ № 2

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ШКОЛЫ № 2

0

За годы своего существования школа № 2 вписала немало славных страниц в историю города. Ее ученица Алена Цветкова провела исследование архивных материалов, восстановив первое десятилетие истории родного учебного заведения. Работа была выполнена при содействии методиста Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Ирины Потемкиной и заслушана на XII Российской научной конференции школьников «Открытие» и городских Золотаревских чтениях.

{image0} Первое упоминание о школе № 2 — это решение Рыбинского УОНО от 4 сентября 1923 года об образовании опытной семилетней школы № 2 при педагогическом техникуме. Здание бывшего коммерческого училища по ул. Чкалова, 93, красивое, из красного кирпича, построенное в 1903-1905 годах по проекту архитектора Парланда, тогда возвышалось над деревянными домишками. Ему очень подходило название «храм науки». В первые годы советской власти виды школ, отражавшие многообразие слоёв населения, были упразднены, вводилось бесплатное и обязательное обучение, совместное и без религиозного влияния. Все школьные работники должны были избираться, наказания в школе не допускались, экзамены отменялись. Вводилось деление на группы по степени подготовленности и шестидневная рабочая неделя. Значительная роль отводилась выборному школьному совету. В школе обучалось: детей рабочих — 33, крестьян — 16, ремесленников — 7, советских служащих — 86, торговцев – 38, лиц без определенных занятий — 16. Опытная школа и стала предшественницей семилетней школы №2, от которой принято вести отсчёт истории школы № 2.
Первым директором школы стала Софья Корзинина, дворянка по происхождению. В свое время Софья Фёдоровна окончила с золотой медалью Нижегородский институт благородных девиц, хорошо владела французским. В 1909 году она приехала в Рыбинск и восемь лет работала воспитателем и преподавателем новых языков в коммерческом училище, так как имела свидетельство прохождении курсов при Женевском университете. Она никогда ни в какой партии не состояла, но активно участвовала в общественной жизни рыбинского учительства. С 1917 года Корзинина — председатель Рыбинского районного комитета профсоюза учителей, в 1920 году — делегат Рыбинского уездного съезда Советов, а в 1923-1925 годах — участница уездных учительских съездов и конференций. При ней абсолютное большинство преподавателей школы были беспартийными.
Выходцы из мещан, интеллигенции, крестьян, люди зрелого возраста, образование они получили ещё в дореволюционной царской России. Естествознанию и географии обучала детей Екатерина Авксентьева, дочь служащего мукомольной фабрики, окончившая Мариинскую женскую гимназию и высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве. С 1924 года немецкий язык преподавала Александра Манвелова, дочь военного пехотного офицера. После окончания Белостокского института судьба забросила её в Ригу, где она открыла частный детский сад с преподаванием русского языка. В школе были опытные математик Николай Охлобыстин, учитель физики Виктор Парфенов, преподаватель литературы и родного языка Фёдор Кукушкин. Заработная плата учителей составляла 80-90 рублей. Преподаватели работали по совместительству в других школах, но чаще всего бесплатно на всевозможных курсах всеобуча. В обязательном порядке все учителя подписывались на облигации крестьянского займа и займа индустриализации, что составляло до половины заработка, и выплачивали педагоги эти суммы отдельными взносами.
Район представлял собой окраину города. Здесь в 1916 году началось строительство завода «Русский Рено». В 20-е годы XX века он именовался «3-ий государственный автомобильный завод», а затем госавиазавод, и основной массой учащихся были дети рабочих и служащих этого завода.
С 1929 года заведующим школой был назначен Павел Ермингелович Шохин. Он активно взялся за укрепление материальной базы, ездил в Ленинград за методлитературой. Но через год школу приближают к производству, и педагогам и заведующему предлагается пройти практику на заводе №26 им. Павлова. Труд становится особым предметом в школе. В итоге Шохин увольняется по собственному желанию, и его место временно занимает председатель окружного отделения союза работников просвещения Василий Стратоминович Воронцов. Школа стала именоваться фабрично-заводской семилеткой (ФЗС) им. Крупской завода №26 им. Павлова. Педагогов прикрепили в качестве пайщиков к заводскому магазину, заводской отдел кадров из своей среды выдвинул нового директора. Им стал Петр Сапунков. В 1930 году с завода приходит указиловка в отдел народного образования: «Отдел кадров завода №26 просит Вас срочно установить зарплату нашему выдвиженцу тов. Сапункову, посланному нами на должность заведующего школой ФЗС им. Крупской. При посылке его на эту работу он был заверен, что его материальное положение ухудшено не будет». И резолюция: «Выплачивать впредь 130 рублей в месяц. Воронков».
Петр Герасимович с первых дней стал энергично налаживать в школе рабочую дисциплину, сходную с ритмом деятельности военного предприятия, где он ранее работал. Его приказы не очень четкие, но строгие: «В деле изжития коренного недостатка школ: недостаточности и не системности знаний тема планирования и учёта программного материала является одним из основных». Он настоящий хозяин, умеющий видеть все недостатки: «Санитарное состояние школы оставляет желать лучшего: консервные банки под сценой, на территории пионер-базы хранится утильсырьё». Для того чтобы в школе было тепло, директор обязывает технических служащих с вечера производить подноску дров для школы, столярной и переплётной мастерской, а в 5 утра топить печи.
4 апреля 1932 года Сапунков вводит школьный санитарный журнал для записи всех отмеченных нарушений. Заведующий жестко наказывает на нарушение дисциплины не только учащихся, но и учителей и технических служащих. Иногда приказы содержали грамматические ошибки. Это не удивительно. У Сапункова было лишь начальное образование: «В раздевалке мальчиков была обнаружена порезка польт. Виновник по порезке польт был обнаружен. Преподавателю Арефьевой объявить выговор, т.к. ранее ей было поставлено на вид. Факты порезки проработать всем преподавателям совместно с пионерской организацией». В 1933 году в школе вводятся обязательные гимнастические упражнения и физкультминуты перед уроками. Во многих приказах, даже по внутришкольным вопросам, Сапунков в духе того времени ссылается на партийные документы.
С 1932 года школа переходит на десятилетнее обучение и именуется ФЗД имени Крупской. А ещё через год переезжает в новое здание. К этому времени советская школа открыто отмежевывается от идеи демократизации в образовании и становится одним из важнейших средств политизации и идеологизации советского общества. Школа №2 имени Н.К. Крупской не стала исключением.

Предыдущая статьяВЕТЕРАНАМ ОТРЕМОНТИРУЮТ ЖИЛЬЕ
Следующая статьяВакатэру, «Миномуси», Нисикава

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.