Эффективное управление —гарантия качества образования

Открытие педагогической странички в газете «Рыбинская неделя» — это перспективный шаг в деле расширения образовательного пространства в Рыбинске, особенно в Год учителя и в преддверии Дня учителя. 
Изменения, происходящие в последнее десятилетие в обществе, диктуют новые требования и к процессу обучения. Школа, учитель, ориентированные исключительно на академические знания выпускника, устарели. Новое качество образования — это ориентация не столько на передачу детям основ наук, сколько на развитие личности, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также на опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

{image0} Нина ИВАНОВА, директор школы № 21, Заслуженный учитель РФ, член совета директоров школ Рыбинска.

Стаж административной работы дает мне право очень личностно относиться к словам «эффективное управление». За 24 года была возможность пробовать и отказываться, пробовать и развивать самые разные приемы и методы руководства школой № 21. И сегодня я пришла к выводу, что непременными условиями эффективного управления для повышения качества образования являются: создание и развитие системы менеджмента качества, организация инновационной и экспериментальной деятельности, специальное оформление и активное использование договорных площадок для педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров. 
Наш педагогический коллектив совместно с родителями учащихся определили основные идеологические установки на долго-срочный период. Философская основа деятельности школы — осознание личностью своих проблем и формирование навыков их разрешения через определение собственных целей в жизни, границ личной свободы и необходимости выбора в реальных условиях. Миссия школы — создание условий для формирования навыков жизненного и профессионального самоопределения школьников. Главная идея: ДЕЛАЕШЬ ВЫБОР — ДЕЛАЕШЬ ЖИЗНЬ.
Идя навстречу социальному заказу, школа формирует у молодых людей такие качества, как высокий уровень социальной и информационно-коммуникационной грамотности; способность к повышению своего образования в личных и профессиональных целях разными способами; способность к объективной самооценке, осознанию своих потребностей и их удовлетворению с учетом нравственных норм и на основе социального взаимодействия.
В школе работает коллектив, осознающий необходимость изменений, нацеленный на инновации. Постоянно функционируют административный совет, научно-методический совет, комиссия по распределению стимулирующего фонда оплаты труда, аттестационная комиссия, школьный родительский комитет, совет старшеклассников.
В рамках проектно-целевого метода управления были реализованы: программа освоения и внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий и программа деятельности школьного общественного объединения «ГРАЖДАНИН.RU». Кроме того, проекты: «Информатизация образовательной среды как средство изменения качества образования школьников» (направление: качество образования обучающихся), «Реорганизация деятельности школьной методической службы» (направление: повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников), «Лидер-Центр» (направление: улучшение инфраструктуры школы).
Одно из современных требований к управлению — открытость. В начале каждого учебного года мы предлагаем обучающимся, их родителям, социальным партнерам материалы по самооценке деятельности школы. При самооценке мы делаем акцент не на перечень достижений, а на поиск способов решения имеющихся проблем.
Для получения максимально объективной картины в школе давно принято запрашивать и учитывать при анализе работы школы мнения и педагогов, и родителей, и самих школьников (где это возможно).
Важным направлением для нашей школы стало формирование гражданско-правовой компетентности. Педагогический коллектив нашей школы целенаправленно работает над созданием и обустройством договорных площадок. Под этим определением мы понимаем выделение в системе управления специального места и времени для совместного поиска участниками образовательного процесса оптимальных способов решения проблем, возникающих в рамках школьного образовательного пространства.
Среди наиболее эффективных инструментов, оказывающих влияние на принятие тех или иных управленческих решений, можно назвать ежегодный брифинг директора с выпускниками школы; деятельность воспитательной структуры «Родительский университет»; организация деятельности Управляющего совета; семинары и другие мероприятия.
…Сколько существует воспитание, столько же существуют и проблемы воспитания. В зависимости от времени, эпохи они видоизменяются, но никогда не становятся менее значимыми для тех, кто задумывается над будущим. В настоящее время принципиально новым является создание системы государственно-общественного управления школой. На мой взгляд, только в диалоге, участниками которого должны стать наши социальные партнеры, родители и сами учащиеся, мы сможем оказать действенную помощь конкретному ребенку, конкретной семье.
Вот к каким выводам, размышлениям мы пришли после анализа ответов выпускников на вопросы директора школы, заданные обучающимся во время брифинга:
Вопросы:
1. Правильно ли то, что учителя на сегодняшний день не играют никакой роли в вопросах жизненного и профессионального самоопределения учащихся?
2. Готово ли общество с радостью принять в свои ряды людей, которые сами чувствуют себя несостоятельными как граждане, т.к. не вооружены в достаточной мере знанием законов?
3. Если бы вы обладали необходимой властью, какие меры вы предприняли, чтобы остановить рост безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних»?
Согласно ответам выпускников необходимо:
-расширить и сделать доступной для всех детей культурно-досуговую деятельность;
-контролировать выполнение родителями их обязанностей по отношению к детям («Воспитание родителей»);
-запретить «навешивать ярлыки» на детей;
-изживать равнодушие;
-создавать молодежные организации (по образцу пионеров и комсомольцев) для воспитания молодежи;
-создавать больше молодежных центров;
-«Направлять энергию детей в нужную сторону».
-«С детьми надо общаться».
Дети заставили нас еще раз убедиться в их мудрости. Они сами назвали нам те проблемы, которые мы год назад определяли, формулировали, закладывали в программу деятельности. Есть, оказывается, гораздо более прямой и верный путь: поговорите с детьми, и они вам укажут пути вашего самоопределения и самовоспитания.
Выявлять проблемы и искать пути их разрешения нужно всем вместе. Только тогда может быть достигнут высокий результат в воспитании наших детей.
Вспоминаются слова В. Маяковского:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Мы не волшебники и звезды не зажигаем. Но если
— в течение 20 лет ни один выпускник школы № 21 не попадал в категорию нетрудоустроенных, а 75 % из них стабильно поступают в вузы;
— на реализацию проекта «Информатизация-ХХ1» школа получает гранд в 1 миллион рублей, и теперь все в школе понимают, что такое информационно-коммуникационные технологии;
— выпускники школы, получив высшее образование, приходят в школу с предложением «Могу научить работать в среде Вики», «Если есть желающие научиться кататься на роликах — я готов!», «Мы готовы провести уроки в День учителя»;
— в 2009 году школа становится дипломантом ежегодного конкурса на присуждение премии Ярославской области «За лучшую работу в области обеспечения качества»;
— репутация педагогического коллектива как постоянно ищущего, пробующего, не останавливающегося в развитии позволяет стать участником инициативного муниципального проекта «Инструменты формирования инновационного поведения»;
— в 2010 году школа внесена в государственный реестр лучших школ Российской Федерации…
…Значит, это кому-нибудь нужно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 505



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


восемь × = 32

Описание картинки