Домой История СКОМОРОШЬЕ ЦАРСТВО

СКОМОРОШЬЕ ЦАРСТВО

0

Если бы мы в каком-нибудь буклете для туристов написали: «Рыбинск – город, расположенный у моря, среди гор», мы бы обманули наших гостей. Рыбинское водохранилище – не то море, каким можно соблазнить массы отдыхающих. Что касается гор, то да, есть одна гора, не Джомолунгма, не Фудзияма. Так себе горка. Но сохранилось она в памяти народной не потому что она гора по своим размерам, а потому что она Скоморохова гора. 

СКОМОРОХОВА ГОРА И ХОМУТОВСКАЯ СЛОБОДА

{image0} Наши предки были не без чувства юмора, называя это небольшое возвышение, эту шишку на ровном месте горой. А вот, что касается названия Скоморохова – все посложней. С каким именно событием, с какой исторической личностью связано появление этого названия, мы вряд ли узнаем. Ясно одно – название это уходит в глубокую древность. Как известно, скоморохи как явление были изжиты при Петре I. Все, что было раньше Петра, – для нас давняя давность. Названия, связанные со скоморохами, как артефакты, относящиеся к истории Древней Руси, извлекаемые археологами из земли. Это название – своего рода послание нам от наших предков. И доказательство, что эти балагуры и бахари при всей внешней своей простоте и безыскусности занимали свое особое место в сердцах и памяти людей, раз они дали имя гонимого властью и церковью потешника и забавника небольшому холму рядом с Рыбной слободой. 
Название «Скоморохова гора» редко встречается в краеведческой литературе, в мемуарах, воспоминаниях. Но встречается. В «Дневниках русского офицера» Александра Ивановича Лютера, относящихся к 1918 году, есть такая запись:
«…Конечно, нередко я ездил к нашим соседям Глебовым и Хомутовым. С особым удовольствием бывал я в это время у Хомутовых. Их имение Иваново было под самым Рыбинском, верстах в трех от него. Дом был небольшой, но красивой архитектуры с террасами и верандою на плоской крыше и стоял посреди сада. Сам Александр Сергеевич Хомутов очень любил цветы, и поэтому сад был всегда в большом порядке. В саду был неширокий, но очень длинный пруд, напоминавший речку, и мы часто катались на лодке, которая всегда стояла тут у особой пристани. За прудом был ягодник, который также нередко нами посещался. В саду устроена была горка, с которой открывался вид на город.
Земля между селом Ивановым и городом вся принадлежала Хомутову и сдавалась под огороды. Только после смерти Хомутова вступивший в управление имением старший сын его Сергей Александрович стал (1890) отдавать часть огородов, ближайших к городу, под постройку, и на них образовалась так называемая Хомутовская слобода с многотысячным населением, недавно присоединенная к Рыбинску. А теперь (1915) и остальную часть этого пространства занял огромный завод «Русский Рено».
Прекрасная прогулка была по Скомороховой горе, на которой росла березовая роща и была посажена сосновая аллея, стоившая большого труда и хлопот по охране ее от городских озорников, ломавших и портивших молодые сосенки всякими способами. С этой горы, господствующей над городом, был великолепный вид на Рыбинск. Теперь здесь проходит Скомороховская улица, а роща отошла к заводу. Мы часто ходили гулять по этой горе, начинавшейся у самых ворот сада. Здесь шла песчаная дорога к вокзалу, до которого мы во время наших прогулок обыкновенно и доходили.
Из других ворот против подъезда к дому шла широкая, обсаженная березами аллея. Она выходила через мостик на большой тракт по направлению к городу. Аллея и дорога были устроены сравнительно недавно. Раньше приходилось ездить в город, выезжая на большую дорогу через село, что было конечно, дальше. Эта «новая» дорога (так она называлась) имела широкие зеленые обочины и также служила для частых прогулок, обыкновенно до «зеленого мостика».

СКОМОРОХИ В РЫБИНСКОМ УЕЗДЕ

Скоморохам мы обязаны не только названием горы в юго-западной части города. Топонимика нашего края в недалеком прошлом была богата названиями, произведенными от этого слова.
Названия многих деревень в Рыбинском уезде несли на себе печать присутствия здесь скоморохов, или, во всяком случае, говорили о неких событиях, связанных с ними. В XVI веке на Черемхе стояли деревни: Дудница, Скоморохово. До середины XIX в. в Рыбинском уезде существовали деревни с говорящими названиями: Архарово, Баенково, Блудиново, Говорово, Гостилово, Позиралки, Скоково, Скоморохово, Шишелово. В том месте, где теперь Юршинский остров, была когда-то пустошь Рогова.
Как известно, скоморохи – те же цыгане, перекати поле. Они редко обживались на одном месте. Многочисленные деревни получили названия от скоморохов, что говорит о том, что в Рыбной слободе и вокруг нее скоморошья братия была изрядной и выступления скоморохов были частыми.
Кстати будет сказать, что не только через названия населенных пунктов к нам дошли сведения о скоморохах. В городе есть известные всем люди, которые носят скоморошьи фамилии, как, например, Балагуров, Бахарев и т.д. В недалеком прошлом это ярославские помещики Перескоковы, крестьянин Пошехонского уезда Скрипнев.

НЕПРОСТАЯ ДОЛЯ

В фильме «Перевозчик-3», сделанном на украинском материале, два героя переговариваются между собой. Украинку они называют русской и удивляются при этом, почему русские так неулыбчивы и угрюмы. Молодое поколение сегодня резко отличается от старшего, жившего в советское время.
Эмоциональная скупость – не только следствие тяжелых социально-экономических условий, в которых постоянно пребывал народ, но и результат принуждения, ограничения со стороны власти. Образ скомороха, дошедший до нашего времени, настолько упростился и выхолостился, что стал частью того ложного, карикатурного представления о русской национальной культуре. Этот стиль еще называют «а ля рюс». На самом деле искусство скомороха требовало не только определенного мужества, даже самоотверженности, но и таланта. «Всяк спляшет, да не как скоморох».
Нелегкая доля скомороха закреплена в русском устном народном творчестве: «Бог дал попа, а черт скомороха», «Плясать – беса потешать», «Скоморошьи потехи – сатане в утеху».
Е.П. Фрэнсис в своей статье «Скоморохи и церковь» пишет: «Скоморохи всегда были загадочным явлением в истории России и русской культуры… Исследователи писали о скоморохах или как о большой группе профессиональных музыкантов и актеров (гусляров, домрачеев, бахарей, медведчиков и др.), или, реже, как о возможных служителях языческого культа». Иногда обе функции – «жреческая» и «артистическая» рассматриваются как органически присущие и реализуемые скоморохами последовательно в разные эпохи.
Гонения на скоморохов со стороны церкви начались в XI в., а «территориальные запреты на их представления» — спустя четыре столетия. В основе гонений и церкви, и государства на русскую народную «смеховую», площадную, танцевальную культуру, лежала одна из фундаментальных идей христианства, православия – идея противопоставления мира духовного миру материальному, плотскому, физическому, наполненному соблазнами, удовольствиями, наслаждениями, уводящему человека от мысли о переходе в мир иной, вечный, духовный, чистый.
Как пример — жалованная грамота Великого князя Василия Ивановича Кассиано-Учемскому монастырю об освобождении от пошлин монастырских сел и деревень в Углицком уезде» от 1522 г.:
«Также к ним боярские люди никто на пиры и на братчины незваны не ходят, а кто к ним на пир придет незван, а учинится у них на том пиру какова гибель, и тому незваному та гибель платить без суда. А попрашатаем у них, в тех деревнях ездя, не просить и скоморохам не играти, а учнут у них попрошатаи ездя просить и скоморохи играти, и яз тех велел имати и давати на поруки, и ставити перед собою, перед великим князем».
Но это не значит, что скоморох, доставленный пред ясные очи князя, подвергался истязаниям, как в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Искусство скоморохов было запретным для широких масс, но желанным для представителей местной власти.
Скоморохи смешили и развлекали русских князей Святослава, Владимира. Известна любовь к скоморошьим забавам Ивана Грозного. Что было позволено царям, не было разрешено псарям.
Скоморохи ушли. Ушли в историю. Но остались после них люди с говорящими фамилиями, селенья и даже горы. Скоморохова гора – одна из них.

Предыдущая статьяМаршал Блюхер человек-легенда
Следующая статьяПрофилактика асоциальных явлений

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.