ВЗГЛЯД НА МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ МУЗЫКИ

Доводилось мне встречаться с людьми творческими, неординарными, целеустремленными, влюбленными в свою работу. Должно быть каждый, кто создает и оберегает, поддерживает культурную среду нашего города, обладает этими качествами. Работники культуры России встретили профессиональный праздник 25 марта. Среди них много людей, которые не просто посвящают себя этому доброму и нужному делу, но и вовлекают в эту атмосферу детей. Эти люди — педагоги. Накануне праздника я встретилась с таким человеком — преподавателем музыкальных теоретических дисциплин Наталией Головановой.

Наталия Викторовна много лет трудится в сфере культуры, и, кажется, уже бросила вести счет годам, что отданы работе с детьми. Гораздо важнее слова благодарности, произносимые бывшими учениками, которые вновь и вновь возвращаются в школу, чтобы встретиться с педагогами, поговорить, познакомится с учащимися, оказать помощь. Так было, к примеру, два года назад, когда детская музыкальная школа №7, где работает Наталия Голованова, отмечала свой 50-летний юбилей. Тогда в роли ведущего праздничного концерта на сцену вышел выпускник — Александр Кольцов, сейчас известный актер театра и кино.
Наталия Викторовна уверена, что интерес и любовь к музыке, равно как и к любому другому творческому делу, ребенок подхватывает от родителей. Если родители хотя бы немного занимаются музыкой дома, то в ребенке проснется любопытство и желание. Поэтому просто заставить маленького человека освоить музыкальный инструмент нельзя. Зато можно сделать его единомышленником, показать, что музыка — это форма восприятия жизни, способ общения. Уже три года подряд в школе проходят фестивали семейных ансамблей. Эти мероприятия показывают: когда в доме живет музыка, тогда семья становится дружнее, крепче.
Сама Наталья Викторовна впервые обратилась к культуре в раннем возрасте, и тоже в семье.
— Мы со старшим братом устраивали спонтанный домашний театр. Вместе смотрели фильм, а затем ставили маленькие детские спектакли. Помню, один фильм был на военную тему, и потом мы показывали родителям сцены сражения.
Учиться в музыкальной школе, и непременно игре на скрипке, Наталия Викторовна решила сама, родители ее и не подгоняли. Звуками этого инструмента она вдохновилась, услышав их по радио. Еще при поступлении Наталия Викторовна столкнулась с первым ответственным выбором, ей предстояло подобрать песню для исполнения на вступительном экзамене.
— Простые и легкие песенки я исключила сразу, — вспоминает Наталия Голованова, — мне хотелось исполнить что-то серьезное. Выбрала тихую и печальную «В сыром бору тропина». Народу в зале собралось очень много — преподаватели, поступающие. Мы выступали перед большой комиссией, в ней были все педагоги музыкальной школы. Существовала такая традиция — принимать вступительные экзамены всем педагогическим коллективом.
После окончания школы она выучилась на историко-теоретическом отделении в Ярославском музыкальном училище. Следующим местом учебы Наталии Викторовны стал Куйбышевский институт культуры. Обучалась Наталия Викторовна заочно, ведь в это время уже преподавала сольфеджио в музыкальной школе при ДК «Авиатор».
ВРЕЗКА:
Наталия Викторовна о своем предмете:
Для меня сольфеджио — это мировоззрение. Предмет сольфеджио предполагает знание и нот, и теории музыки. Но, кроме того, это еще и умение пропеть, воссоздать музыку голосом, без инструмента. Тогда вокруг человека создается звуковое пространство, полностью находящееся в его подчинении. Кроме учебных мелодий мы поем романсы и песни. А в этом году впервые провели фестиваль «Гори, гори, моя звезда», где каждая группа по сольфеджио, начиная с четвертого класса, представила свою вокальную программу.
Много приятных воспоминаний оставила учеба в институте. А самым ярким и насыщенным событиями эпизодом стала, пожалуй, экспедиция в Вологодскую область. Туда Наталия Викторовна отправилась вместе с сокурсниками за поиском и разгадкой старых традиций.
— Вологодскую область можно по праву назвать областью деревень. Там сохранились все проявления старины — дома старой постройки, особые наряды и головные уборы, и, что особенно было интересно нам, старинные песни.
И Наталья Викторовна продемонстрировала мне массивную книгу — подробный сборник, повествующий о старине, где нашлось место и рассказам, и фотографиям, и песням, любовно разложенным студентами по нотам. Эта книга, некогда — шаг к сдаче выпускных экзаменов, теперь — учебное пособие, хранится в шкафу, готовая, как и ее владелица, рассказать увлекательную историю, предложить спеть занимательные песенки, заняться музыкой.
Зачастую у творческих людей появляются кумиры, или же просто интересные личности, с которыми хочется знакомиться, встречаться, общаться, положительно заряжаться их успехами и оптимизмом. Я спросила Наталию Викторовну, существуют ли для нее примеры таких людей.
— Есть люди, работу и мнение которых я ценю, как мнение профессионалов, и оно для меня практически бесспорно. С ними мне удалось познакомиться лично. Это профессор Дина Кирнарская, проректор Академии музыки имени Гнесиных, заслуженный работник культуры Лариса Чустова и замечательный преподаватель и автор сборников, по которым мы учим ребят, Ольга Геталова. По моему приглашению они приезжали к нам в город, мы проводили семинары с их участием. Вот это для меня действительно значимые люди, которые уже достигли определенных высот. С ними очень интересно разговаривать, они объяснят все вопросы, подскажут, помогут. Им важен результат, чтобы человек, с которым идет речь, во всем разобрался. Добиться такого отношения и понимания — это, я считаю, профессионализм.
Стремление к постоянному росту и развитию, желание придумывать и совершенствовать обучение, делать его еще более интересным и запоминающимся для ребят — первоочередные стремления самой Наталии Викторовны, показатель ее профессионализма. Совсем недавно завершились конкурсы, где она принимала активное участие — была и ведущей, и сценаристом, а она уже готова приниматься за подготовку воспитанников к новым победам.
— Впереди нас ожидает три олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе. Две из них пройдут в Ярославле, одна — Костроме. Приложим максимум усилий, чтобы добиться хороших результатов. Наши ребята всегда в числе первых, занимают призовые места. А еще мне очень хочется провести концерт первоклассников в конце учебного года. Каждый ребенок должен участвовать в выступлении, а его родители — видеть результат обучения. Хорошо было бы к тому же показать мамам и папам, каких успехов добиваются дети в старших классах, чтобы родители знали, что может дать ребенку музыкальная школа.
Как у каждого хорошего педагога со стажем, у Наталии Викторовны есть свои секреты в подготовке детей.
— Часто ребенок, немного проучившись, начинает терять интерес к музыке. Поэтому для меня вопрос номер один, как поддерживать детский интерес. Первоклассникам я рассказываю, в каких фестивалях участвуют наши ребята, какие награды получают. Тогда ребятам становится интереснее учится, у них появляется стимул к работе. И в то же время я повторяю, в том числе и себе, что никогда не стоит опускать руки и отчаиваться. Очень важно добиться первого результата, он послужит своеобразным фундаментом, стартом на будущее.
Елена БОЙКОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 533



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


четыре × = 20

Описание картинки