Домой История В ГОСТЯХ У КАЦКАРЕЙ

В ГОСТЯХ У КАЦКАРЕЙ

0

Многие рыбинцы слышали о том, что где-то в Мышкинском районе живет какой-то особенный народ — со своим языком, своими обычаями. Кацкари выпускают газету (тоже на своем языке), открыли свой музей. Что правда в этих слухах, а что нет — узнал наш корреспондент, который вмеcте с Рыбинским отделением ВООПИиК в прошедшие выходные побывал в столице кацкарей — деревне Мартыново.

{image0} Поначалу мы думали, что кацкари живут где-то неподалеку — в Мышкинском районе, сразу за Охотиным. Но ехать пришлось далеко — до Углича, потом еще несколько десятков  километров по левому берегу Волги. Густонаселенные дачные местности с домами-коттеджами и иномарками на обочинах дорог постепенно сменились менее обитаемыми территориями. А за Угличем взору открылась совсем безрадостная картина — редкое, будто вышипанное, мелколесье, полупустые деревни с брошенными домами. По мере удаления от города их становилось все больше — с провалившимися крышами, выбитыми окнами…
И вдруг — Мартыново. Длинная улица, по обе стороны которой стоят дома, дома, дома… Автобус поворачивает на другую улицу, а она еще длинней и опять дома — добротные, недавно покрашенные, с крышами, покрытыми заморским «ондулином». Видимо, в отличие от своих соседей, которые кто куда разбежались из деревень, мартыновцы живут неплохо.
Впрочем, никакие они не мартыновцы, а кацкари, то есть люди, живущие в бассейне реки Кадки, как сицкари — на Сити. До революции в Угличском уезде была волость Кадка, или Кацкий стан. Кто в ней не жил, назывались заволостными. Сейчас территория волости поделена между Угличским, Мышкинским и Некоузским районами, деревня Мартыново оказалась в Мышкинском районе.
По сравнению с нами, заволостными, кацкари имеют некоторые отличия. Например, «красный» угол в их избах не правый напротив входа, а слева, сразу при входе в избу. Рядом с куриным насестом кацкари вешают на веревочке лапоть. Для чего? А чтоб спросили. Придет в курятник человек с дурным глазом, удивится:
— Ой, что это у вас в курятнике лапоть-то висит?
Лапоть его так удивит, что на куриц он никакого внимания не обратит и вреда хозяевам дома  не наделает.
С той же целью Сергей Темняткин советует повесить лапоть у себя дома или в офисе. Ну, если не лапоть, то какую-нибудь другую, но неожиданную вещь.
Сергей Темняткин — директор музея и редактор Кацкой летописи. Местный уроженец, в прошлом учитель литературы в здешней школе он увлекся изучением быта и диалекта  земляков, увлек этим учеником, а потом и все местное население. Всем миром они создавали музей, всем миром пишут Кацкую летопись. С 1992 года это издание выходило как газета, сейчас — в формате журнала. В Кацкой летописи размещаются краеведческие материалы и воспоминания кацкарей, теперешних жителей Санкт-Петербурга, Омска, Ярославля. Они пишут о детстве, о своих близких, о том, как любят свою малую родину.
Занимая высокие должности, Сергей Темняткин уже не водит экскурсии, но для рыбинцев он сделал исключение. Вероятно, потому что дом, в котором расположена основная экспозиция музея, раньше принадлежал Александре Ивановне Григорьевой. В 2000 году 87-ми лет от роду она переехала к детям в Рыбинск, а избу по сходной цене продала области под музей. Александре Ивановне приятно было осознавать, что в ее дома будет не какая-то дача, а настоящий музей.
Всю свою жизнь Александра Ивановна прожила в избе, которую в 1910 году построил ее отец. Уезжая в Рыбинск, она оставила музею всю обстановку, ее вещи и стали основой экспозиции. Благодаря этому нет ощущения, что все здесь выставлено «на показ», кажется, хоть сейчас приходи и живи в этом доме, благо, в нем есть и кровать, и лавки, и платяной шкаф-«шифоньер» с одеждой, и «горка» с посудой. Больше ста лет назад мебель для молодоженов сделали местные крестьяне, которые зимой уезжали работать на мебельную фабрику. В музее висит большая фотография отходников — интеллигентные, одухотворенные лица — профессора, какие там крестьяне! Сергей Темняткин показывает на одного, привезшего жене в подарок из города сапожки из телячьей кожи. Жене сапожки не подошли, остались дожидаться дочерей да так и попали в музей «ненадеванными».
Еще один интересный экспонат — кукла из льна. Раньше кацкари делали такие детям. Если ребенок рисовал кукле глазки, игрушку сжигали. Считалось, что если у куклы есть глаза, то в ней может поселиться нечистая сила.
Многие обычаи и диалектные особенности кацкарей, по мнению Сергея Темняткина, обусловлены тем, что их славянские предки пришли породниться с местным финно-угорским населением из Черниговской губернии, а не с Севера. {image2}
В других местностях тоже были свои диалекты, но под влиянием радио и телевидения деревенские жители утратили особенности речи. Кацкари вовремя спохватились и стали целенаправленно сохранять язык предков, составили словарь и даже ввели специальный предмет в школе. Гостей тоже учат «бахорить по-кацкие», специально для этого устраивают «коменничанье». Коменничанье — народное представление, без которого раньше не обходился ни один деревенский праздник. Сейчас в коменничанье активно участвуют туристы. Заодно их угощают щами, пирогами, томленой картошкой и топленым молоком — все из русской печи. Блюда традиционные, но где их нынче попробуешь!
Посещение музея, представление и обед оставляет незабываемое впечатление. Чтобы его сохранить, туристы  приобретают сувениры — льняные куколки, корзины, всякие деревянные штучки, деревенский творог  и мед. Всем этим торгуют в сувенирной лавке.
В этнографическом музее работает 26 человек, в основном бывшие ученики Сергея Темняткина. Они не собираются покидать родную деревню и дают возможность заработать другим жителям. Работы у них много, ведь в последние годы к кацкарям приезжает по 22 тысячи человек в год.
Короче, посетить Мартыново можно не только с целью развлечься или получше узнать, как жили наши предки, но и чтобы поддержать русскую деревню, которой приходится выживать самыми нетрадиционными способами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.