2 ноября на специальной пресс-конференции Международный авиационный комитет огласил результаты расследования авиакатастрофы самолета Як-42.
Основной вывод комиссия сделала исходя из данных расшифровки черных ящиков, летных испытаний и десятков экспертиз.
Выяснилось, что самолет был исправен, метеоусловия в норме, состояние единственной полосы аэропорта Туношна позволяло осуществить взлет. Непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия экипажа. Дело в том, что пилоты разбившегося самолета не имели достаточного опыта полета на Як-42. Авиакомпания переучивала их летать с другого типа воздушного судна — Як-40. Обучение было выполнено не в полном объеме и с большими перерывами. Пилоты, привыкшие к другому лайнеру, непроизвольно притормаживали на взлете. В итоге самолет не смог набрать скорость и задел мачту передающего маяка аэропорта. Более того, компания «Як Сервис» должным образом не отслеживала не только уровень подготовки пилотов, но и состояние их здоровья. Например, в крови второго пилота обнаружен фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на нервную систему. Согласно данным отчета МАК второму пилоту вообще нельзя было летать по медицинским показателям.
У МАК есть претензии и к самому аэропорту «Туношна». У главной воздушной гавани региона до сих пор нет допуска к пассажирским перевозкам. Впрочем, этот конкретный взлет был согласован Росавиацией.
Уже традиционно, после подобных катастроф Межгосударственный авиационный комитет разрабатывает перечень рекомендаций для авиакомпаний, правительства и наземных служб. На прошедшей неделе МАК предложил создать информационную базу. Содержать она должна данные о персонале, имеющем недостаточную для выполнения полетов квалификацию.
Тем временем родственники погибших пилотов не доверяют данным расследования МАК и планируют обратиться к независимым экспертам.