Домой История МОЛОГСКИЕ ПЕСНИ, или МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ НИКИТЫ САЙКОВИЧА

МОЛОГСКИЕ ПЕСНИ, или МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ НИКИТЫ САЙКОВИЧА

0

Московского композитора, современного гения классической музыки, молодого таланта Никиту Сайковича в Рыбинске знают многие. Масштаб его музыкального творчества порой сравнивают с Чайковским или Свиридовым. Его произведения о затопленной Мологе несколько раз завораживали рыбинцев, посещавших его концерты в ОКЦ. 11 января в Ярославле совместно с симфоническим оркестром Мурада Аннамамедова будет исполнена новая симфоническая картина Сайковича «Город Молога». Накануне ее премьеры я встретился с Никитой в Москве и побеседовал о Мологе, Рыбинске и творчестве. Это первое интервью Сайковича, которое он дает для рыбинцев.

— Никита, ты молодой талант. Тебя очень часто сравнивают со многими величайшими композиторами. У тебя много произведений о Мологе. Почему тебя заинтересовала мологская тема, и как ты с ней столкнулся?
— Мои предки родом из затопленного города Весьегонска. И по сей день у меня там много родственников, друзей. Каждый год, почти с самого рождения, на лето я уезжал туда, жил в этом удивительном русском провинциальном городе. И историей Весьегонска, на 3/4 затопленного Рыбинским водохранилищем, и самим Рыбинским морем и прилегающих к нему территорий я стал интересоваться с детства. Поначалу этот интерес был вызван желанием побольше узнать о своей семье и своих предках, живших здесь, как гласит наше родословное исследование, аж со времен Екатерины II. По мере того как я становился взрослее, круг интересов плавно расширялся: сначала до истории Весьегонска, затем – ближайших окрестностей, а после этого – уже до истории Рыбинского водохранилища и всего, что с ним связано, в том числе так называемой зоны затопления.  Надо сказать, до определённого момента я слабо себе представлял, что город Весьегонск когда-то был другим, что находился он не совсем на том же месте и выглядел не так, как сейчас. Но ещё хуже я себе представлял историю местности в целом, в том числе и историю водохранилища. Слышал о том, что при наполнении Рыбинского моря был затоплен целый город, называвшийся так же, как и река – Молога. И вот, чем дальше, тем больше моё любопытство росло, каких-то обрывочных сведений, получаемых «с миру по нитке», мне уже было мало, поэтому я стал постепенно приобщаться к краеведческой литературе.
Весной 2007 года, перемещаясь в виртуальных пространствах интернета, я совершенно случайно вышел на сайт писателя Дмитрия Красавина – россиянина, живущего в Эстонии. Целый большой раздел этого сайта был посвящён Мологе: помимо фотографий и карт погибшего города, там были собраны исторические и публицистические сведения, а также несколько стихотворений о Мологе, написанных разными поэтами. Там же был размещён роман самого Красавина «Микеланджело из Мологи» — художественное произведение, в основу сюжета которого положены реальные события, связанные с выселением мологжан и строительством Рыбинской ГЭС. Ознакомившись со всеми этими материалами, я, можно сказать, впервые со всей достоверностью открыл для себя историю «града Китежа XX века». Безусловно, это было в некотором роде потрясением. Тогда же я поставил себе цель – ближайшим летом побывать в Рыбинске, посетить Музей истории Мологского края.
На сайте Красавина я прочитал цикл стихов, посвящённых затопленной Мологе. Из этих стихотворений я выбрал семь, принадлежавших пяти разным авторам: Евгению Розову, Владиславу Кулакову, Борису Орлову, Зое Горюновой и Сергею Хомутову. Так я познакомился и с мологской поэзией.
— Немного не попорядку спрошу: что тебя больше подвигло на написание Мологского цикла?
— Именно два стихотворения Хомутова стали «остовом» планируемого вокального цикла «Мологские песни», двумя его ключевыми точками, двумя кульминациями. Одно из стихотворений — «Мологжане» — стало в цикле третьей песней, это светлый гимн прошедшей через все разрушения и не исчезнувшей памяти о городе, бережному её сохранению и отношению к Мологе как к символу Святой Руси, подобного Китежу. Другое стихотворение – «В маленьком храме» — стало шестой песней, и это – сосредоточенная молитва, размышление о смысле человеческого бытия, о судьбах людей, которых силой принудили покинуть веками обжитые места. Остальные пять стихотворений сами собой расположились вокруг этих двух, образовав тем самым логически выстроенный семичастный цикл.

Продолжение читайте в следующем выпуске

Предыдущая статьяНовогодний праздник с ТК «Дружба»
Следующая статьяНовый год и домашние животные

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.