Домой История МОЛОГСКИЕ ПЕСНИ НИКИТЫ САЙКОВИЧА

МОЛОГСКИЕ ПЕСНИ НИКИТЫ САЙКОВИЧА

0

Московского композитора, современного гения классической музыки, молодого таланта Никиту Сайковича в Рыбинске знают многие. Масштаб его музыкального творчества порой сравнивают с Чайковским или Свиридовым. Его произведения о затопленной Мологе несколько раз завораживали рыбинцев, посещавших его концерты в ОКЦ. 11 января в Ярославле совместно с симфоническим оркестром Мурада Аннамамедова будет исполнена новая симфоническая картина Сайковича «Город Молога». Накануне ее премьеры я встретился с Никитой в Москве и побеседовал о Мологе, Рыбинске и творчестве. Это первое интервью Сайковича, которое он дает для рыбинцев.

{image0} — Как ты впервые попал в Рыбинск? С чем столкнулся, что увидел?
— Летом 2007 года, как обычно, я приехал в Весьегонск, и первым делом узнал расписание «Метеора», ибо было огромное желание посетить Рыбинск. В результате, проведя летние каникулы в Весьегонске в активном отдыхе, утром 31-го августа 2007 года последним рейсом в сезоне я отправился на «Метеоре» из Весьегонска в Рыбинск. По пути было получено много новых разнообразных впечатлений, особенно когда «Метеор» вышел в открытое море. Не знаю, то ли погода в тот момент была такая (довольно сильный ветер, штормовые волны с «барашками»), то ли у меня уже было какое-то предвзятое отношение к водохранилищу, но впечатление было довольно зловещим. К тому моменту вокальный цикл «Мологские песни» хоть ещё и не был написан, но замысел уже сложился и созрел. Выйдя на палубу и наблюдая за этим разгулом стихии, я осознал, что вторая из планируемых мной песен была изначально задумана неправильно – поначалу в строках В. Кулакова «Ветер белые стада гонит синею дорогой, где сомкнулись навсегда с шумом волны над Мологой» я не уловил ничего зловещего и напряжённого, однако, после того как увидел всё описанное своими глазами, понял, что музыка этой песни должна быть другой. Рыбинские шлюзы с кружащимися и кричащими чайками тоже оставили некоторое тревожное ощущение.
По прибытии в Рыбинск, разумеется, первой и главной моей целью было посещение Музея истории Мологского края. Несмотря на относительную компактность его экспозиции, я довольно долго и с большим интересом изучал всё, что там есть, увлечённо слушал рассказы пожилой работницы музея о каждом экспонате, о чём-то спрашивал. Главное же – мне удалось там почувствовать дух Мологи, её энергетику, оставшуюся в этих немногочисленных уцелевших предметах. Эти впечатления потом ещё долго будут для меня тем источником творческого заряда и вдохновения, которые так необходимы композитору. Там же, в музее, я приобрёл большой красочный альбом «Молога. Земля и море», о котором ещё несколькими часами ранее не мог и мечтать. Всё оставшееся до вечера время я провёл, гуляя по Рыбинску, изучая разные его улочки и переулки, парки и набережные, магазины и лавки. На одном из книжных прилавков увидел зелёный томик «Сергей Хомутов. Огонь, несущий свет. Стихотворения». Моментально осознав, что это и есть тот самый поэт, я тут же купил эту книгу, чем обрёк себя на бессонную ночь в поезде «Рыбинск-Москва».
— Как у тебя родились первые мологские музыкальные произведения?
— Почти сразу, по приезду из Рыбинска в Москву, «переварив» все впечатления, полученные от поездки в Рыбинск, я приступил к написанию вокального цикла «Мологские песни». Этот цикл полностью был написан меньше чем за неделю. По существу, к тому моменту он уже был сочинён в уме, так что время потребовалось лишь на то, чтобы перевести всё это на нотную бумагу, и ещё месяц после этого – на доработку, отшлифовку разных деталей. Таким образом, к концу 2007 года он был полностью готов. Мне очень хотелось узнать о поэтах, на чьи стихи был написан цикл, поэтому я решил попробовать через интернет наладить контакт с автором книги «Микеланджело из Мологи» писателем Дмитрием Красавиным, живущим в Эстонии. Ведь именно на его сайте я и прочёл эти стихотворения. Написав ему письмо по электронной почте, решил на всякий случай продублировать текст в гостевой книге его же сайта. В письме в общих чертах изложил, кто я такой, что с удовольствием прочёл его роман, что сочинил вокальный цикл «Мологские песни» и что хотел бы, насколько это возможно, получить от него информацию о поэтах, написавших стихи о Мологе. Через какое-то время пришёл ответ. Но не от Красавина (хотя и он позже мне ответил), а от Сергея Осокина – рыбинца, увидевшего моё сообщение в гостевой книге красавинского сайта, хорошо знакомого с Сергеем Хомутовым и обладающего некоторыми сведениями и о других поэтах мологской темы. Так завязалась наша с Осокиным переписка по электронной почте, благодаря чему я продолжал узнавать разные сведения о Мологе, услышал записи хора мологжан, увидел два документальных фильма «Раскинулось море широко». Чем глубже я погружался в мир мологских стихов, тем большее восхищение от них испытывал. В этот период, после достаточно успешной премьеры моих «Двух духовных хоров» на тексты из Псалмов, я решил продолжить свои композиторские опыты в этой области музыки, тем более что склонность к вокально-хоровым жанрам была и раньше. И поэзия Хомутова с её высоким духовным наполнением оказалась тут для меня просто кладом. Выбрав несколько его стихотворений, я буквально за два-три дня написал триптих для хора, который назвал «Тихая музыка» (по заглавию стихотворения, на которое написана третья часть). В целом сочинение это мне показалось довольно удачным, поэтому, увидев вскоре объявление о приёме заявок на Всероссийский конкурс композиторов имени С.С. Прокофьева, решил попытать там счастья в хоровой номинации. И победил!
— Как родился второй цикл?
— Весной 2008 года, после в каком-то смысле судьбоносного открытия мологской тематики, у меня появился замысел ещё одного, на этот раз более крупного хорового цикла на стихи Хомутова. Немаловажную роль в этом сыграло и то, что однажды мне позвонили на сотовый, и я услышал: «Никита, добрый день, это Сергей Хомутов». Этот разговор мог бы состояться и раньше, так как и Осокин, и Красавин в своих письмах дали мне его телефон. Но с тем почтением и даже благоговением, с каким я относился и отношусь к его творчеству, мне было как-то неловко ему звонить, отвлекать от дел, объяснять, что я молодой композитор, который написал музыку на его тексты… И вот теперь поэт, стихи которого меня приводили в восхищение, сам звонил мне. Несмотря на разницу лет, он очень благосклонно отнёсся к нашему творческому сотрудничеству и на мой робкий вопрос, могу ли я дальше сочинять на его стихи, ответил полным согласием.
А в мае 2008 года мне позвонили из оргкомитета конкурса композиторов, куда я отправлял свой мологский триптих «Тихая музыка», но о котором к тому времени уже и не помнил, и сообщили, что мне присуждена 3-я премия. Окрылённый этим известием, я захотел ещё раз побывать в Рыбинске, теперь уже лично познакомиться с Хомутовым и Осокиным, тем более что оттуда было получено согласие напечатать нотный сборник с моими «Мологскими песнями» и триптихом «Тихая музыка». Воодушевлению не было предела!
В начале июля я отправился в Рыбинск. В этот раз тот же самый город принял меня ещё более приветливо. Это был самый насыщенный информацией, встречами, впечатлениями и эмоциями день из всего лета. За один день я успел узнать и увидеть, как производятся спички, посетить несколько музеев, побывать в рыбинских храмах (особенно запомнилась Иверская церковь), познакомиться с многими интересными людьми. Достаточно сказать, что в этот день произошло моё знакомство с Хомутовым. Оно получилось очень тёплым и непринуждённым. Конечно, я волновался перед этим визитом, хотя и старался этого не показывать. Но при встрече это волнение как-то само собой улетучилось. А после этого меня ждала ещё одна интереснейшая встреча с руководителем рыбинского детского хора «Соколята» Сергеем Алексеевичем Шестериковым. В общем, когда я отправлялся вечером в Весьегонск, от полученных впечатлений и информации у меня уже шла кругом голова, после этого в течение весьегонского месяца рыбалок и походов «по грибы» рождался цикл из пяти хоров. {image1}
— Два мологских цикла ты уже представлял рыбинской публике. Теперь 11 января в Ярославле совместно с оркестром Аннамамедова ты представляешь новинку – симфоническую картину «Город Молога». Как зародилась ее идея?
— Идея зародилась еще летом 2009 года. Находясь в Весьегонске, я размышлял о Мологе. Часто прогуливался по старому городу, выходил на берег реки, ходил к руинам некогда величественной церкви, неподалёку от которой вознесся Поклонный крест в память о затопленных святынях. Долго-долго смотрел в сторону острова Кирики — в прежнем Весьегонске там располагался красивый храм Кирика и Иулитты, в котором пела на клиросе моя прабабушка, а её отец – мой прапрадед – звонил по праздникам в колокола. И всё яснее, глубже я понимал и чувствовал, что несмотря на то, что родился в Москве, именно здесь, в Весьегонске, моя историческая родина, именно здесь веками жили и трудились мои далёкие предки, могилы которых находятся теперь под водой, а значит, создание Рыбинского водохранилища коснулось и меня лично, стало и моей душевной болью.
Если вокальный цикл «Мологские песни» был мной написан как дань мологской земле и мологжанам, то симфоническая картина «Город Молога» стала «покаянной песней» обо всех затопленных землях и поруганных святынях. Город Молога в данном случае – это символ трагедии, подобно Китежу исчезнувший в пучине вод. Но эта музыка и о Югской Дорофеевой пустыни, и о Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре, обо всех взорванных храмах, обо всех полностью или частично затопленных городах: Мологе, Корчеве, Калязине, Брейтове, Мышкине, Пошехонье… И, разумеется, о Весьегонске. Завершив в январе 2010 года чистовую редакцию своего дипломного сочинения, на титульном листе партитуры я написал посвящение «70-летию начала затопления Молого-Шекснинской поймы». Симфоническая картина «Город Молога» стала первым музыкальным произведением на эту тематику, написанным для оркестра.
— Симфоническая картина «Город Молога» — что это?
— На мой взгляд, каждый город, каждая местность обладает своей уникальной и неповторимой звуковой аурой. И Весьегонск, и Рыбинск, и конечно, затопленная Молога в этом смысле не исключение. Под звуковой аурой подразумевается не только узкий круг отличительных особенностей народной песенности, которые в силу географического расположения в том или ином регионе различные, но и сама звучащая материя всякой местности. Ведь стоит только прислушаться к окружающим нас звукам, как можно сделать удивительные открытия. Отличие музыканта здесь в том, что он может в силу специфики своей профессии тоньше их слышать, так или иначе идентифицировать и классифицировать эти звуки и шумы, а также пробовать ассоциировать и передавать их с помощью музыкальных инструментов.  Симфоническая картина «Город Молога» — это есть как раз звуки Мологи. Ее песня. Понимаешь, человек, выросший в Москве или Рыбинске, непременно будет отличаться от человека, скажем, из Липецка или Краснодара — не только потому что там другие природные условия и другой жизненный уклад, но и потому что в тех краях абсолютно иная  звуко-шумовая атмосфера, которую мы все неосознанно впитываем в себя с самого детства. Именно поэтому в том, какими мы являемся сегодня, есть маленькая звучащая частица нашего родного края, где мы росли и слушали его неповторимую «музыку». И эта частица так или иначе присутствует во всех моих скромных музыкальных опусах. Кроме этого, без всякого преувеличения могу сказать, что всеми моими музыкальными достижениями я также обязан Мологе: без Весьегонска, Брейтова не было бы моего интереса к его истории и Рыбинскому водохранилищу, а значит, не узнал бы я и не воспринял так глубоко трагедию Мологи и не вышел бы однажды в интернете на сайт
Д. Красавина, а значит, не состоялось бы моё путешествие в Рыбинск и не познакомился бы с мологской поэзией – и тогда не написал бы ни симфонической картины «Город Молога», ни «Мологских песен», ни хорового триптиха «Тихая музыка», ни «Пять хоров»; и не был сейчас бы никаким лауреатом конкурсов и премий. Слава Богу, что обо всём этом теперь можно рассуждать лишь в сослагательном наклонении. Всё это было и есть, и за это я могу лишь быть бесконечно благодарным мологской земле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.