РЫБИНСК В ПРЕДАВИАЦИИ

8 августа 1908 года рыбинцы увидели нечто невероятное. Огромный шар с пылающим факелом внизу падал на город. Люди в страхе бежали, чтобы спрятаться в подвалах…

{image0} Первый в мире полет на воздушном шаре совершили братья Монгольфье в Париже в 1783 году. Однако у российского коллекционера и литератора А.И. Сулакадзева (1771-1830 гг.) имелось иное мнение. В его собрании хранилась рукопись неизвестного автора. В ней было написано:
«1731 года в Рязани подъячий Крякутный Фурвиль сделал как мяч большой, налил дымом поганым и вонючим, от нее сделал петлю и сел в нее, и неведомая сила подняла его выше березы и после ударила о колокольню, но он остался жив».
Выходит, что рязанец опередил французов более чем на полвека. Впрочем, не будем обольщаться: А.И. Сулакадзев был не чужд фальсификации документов.
Немецкий изобретатель Франц Леппих в начале XIX века предложил российскому императору Александру I принять на вооружение русской армии воздушные шары. Александр I, понимавший, что война с Францией неизбежна, пригласил Леппиха в Россию. Началось  изготовление шаров конструкции Леппиха. Но все труды окончились неудачей из-за технической сложности работы.
Приземлившийся в Рыбинске воздушный шар назывался «Юрий Суздальский» — в честь третьего сына Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского.
Князь Юрий Суздальский родился между 1155 и 1160 годами и был назван в честь деда – Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Юрий Суздальский вошел в мировую историю главным образом как первый муж грузинской царицы Тамары.
Когда Тамара вела борьбу за грузинский трон, ей потребовалось вначале выйти замуж. Желающих стать супругом  будущей царицы было более чем предостаточно. Тамара выбрала кандидатуру, предложенную правителем Тифлиса Абусаланом:
«Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея, которому подчиняются триста русских князей…».
Тамара и Юрий жили в браке лишь два с половиной года. Юрия обвинили в безнравственном поведении, оскорблявшем Тамару и как супругу, и как женщину. Юрия арестовали, но вскоре освободили и изгнали из Грузии.  {image1}
В 1191 и 1193 годах Юрий собирал войска и пытался восстановить в Грузии свое прежнее положение, но оба раза неудачно. В 1193 году он скончался.
Юрий Суздальский был отличным наездником, великолепным стрелком из лука, мастерски владел мечом. Это был человек порыва, энергии, действия.
Три последних названных качества, думается, были необходимы и пилоту воздушного шара. Поэтому не случайно шар 1908 года в Рыбинске имел название «Юрий Суздальский».
После воздушных шаров и дирижаблей новым качественным шагом в развитии воздухоплавания стало появление аэропланов. В 1920-е годы в Советском Союзе велась активная работа по строительству собственных самолетов. По всей стране велся сбор средств на их изготовление.
Популярной формой сбора денег стало проведение «Недели помощи воздушному флоту». В Рыбинске такая неделя проводилась с 1 до 8 июля 1923 года. Ставилась задача собрать средства, достаточные для постройки одного аэроплана.
Некоторые рыбинцы готовились к сбору средств весьма оригинально. В 1922 году группа работников завода ГАЗ-3 (Государственного автомобильного завода) похитила с предприятия двигатель. Среди татей
оказался и управляющий заводом Новиков.
На суде четверых обвиняемых оправдали. Остальных наказали лишением свободы на срок от трех до десяти лет. Новикову присудили десять лет, но по амнистии сократили на треть.
В 1923 году ГАЗ-3 закрыли и законсервировали.
В 1924 году на базе бывшего ГАЗ-3 открыли ГАЗ-6 (Государственный авиационный завод). Ныне это НПО «Сатурн». Управляющим предприятием назначили Ивана Константиновича Иванова. Ни в одной из книг по истории НПО «Сатурн» не опубликовано ни портрета, ни биографических данных этого человека. Сегодня исправим этот информационный пробел.
Иван Константинович Иванов родился в Рыбинске в 1884 году. В 1910-1914 годах работал токарем на Путиловском заводе в Петербурге. В 1914-1920 годах слесарь-лекальщик на Ревельском (Таллиннском) судостроительном заводе. В 1917 году вступил в партию большевиков.
В 1920-1922 годах И.К. Иванов работал на руководящей должности в Рыбинском СНХ (Совете народного хозяйства). В 1922-1924 годах член заводоуправления ГАЗ-3 в Рыбинске. В 1924-1925 годах управляющий ГАЗ-6. В 1925-1927 годах работник Авиатреста.
И.К. Иванов скончался 5 июля 1927 года от туберкулеза легких. Его похоронили на кладбище села Иванова Рыбинского уезда (ныне территория НПО «Сатурн»).
В 1928 году в Рыбинске изготовили первые авиационные моторы. Так наш город шагнул из предавиации в  эпоху авиации.
Время предавиации напомнило о себе 23 сентября 1933 года. В тот день в Рыбинск прилетел дирижабль «СССР В-1». Состоялось воздушное катание передовиков производства города, а также представителей партийных и общественных организаций. На следующий день дирижабль улетел в Москву.
 
Благодарю А.Ю. Орлеанского за помощь в подготовке публикации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 526



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


девять − 5 =

Описание картинки