Домой История ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ АВАНГАРДА

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ АВАНГАРДА

0

Первая же выставка, открывшаяся в Рыбинском музее в наступившем году, просто изумила своей неожиданностью. Конечно, уже само ее название «Передвижная выставка авангарда» выглядело весьма многообещающим, а поддержка проекта грантом президента РФ настраивало на серьезный лад. Тем не менее, под подобным заголовком чаще всего скрываются смелые (иногда оправданно, иногда – не очень) дерзновения каких-нибудь молодых дарований. Да и приехала выставка из соседнего Углича, который как-то слабо воспринимается как заповедник авангарда.

{image0} А оказалось все совсем по-другому. Основу выставки составляют произведения московских художников 1970-1980-х годов. Это талантливые работы Сергея Блезе, Анатолия Зверева, Дмитрия Константинова, Натты Конышевой, Сергея Симакова, других  художников того времени, стремившихся выйти из наезженной колеи «социалистического реализма» и создавать что-то свое, оригинальное… Наверное, тогда они действительно воспринимались как новаторы-авангардисты, хотя сейчас, треть века спустя, видишь в работах многих из них прежде всего раздумчивую рефлексию, характерную для живописи 1970-х, стремление испытать и проверить существующие в искусстве пути, будь то кубизм, или примитив, или даже искусство Ренессанса. Глядя на изысканную живопись Сергея Блезе и Сергея Симакова про авангард думаешь в последнюю очередь. Правда, рядом с ними – лихо и экспрессивно вроде бы совсем «накаляканные», но при этом очень похожие портреты знаменитого Анатолия Зверева и кубистические работы С. Шарова.
Но вот такими разными были московские неформальные художники, выставлявшиеся сперва по квартирам авторов, а с 1976 года в подвальном выставочном зале на Малой Грузинской – маленьком «оазисе» творческой свободы (под бдительным контролем КГБ) в социалистической Москве. Характеризуя их творчество одним словом, я бы назвал их прежде всего нонконформистами – теми, кто не хотел приспосабливаться к официальным требованиям, продолжая жить и работать, как это требовала их душа, их совесть.
«Мы же писали, не для того чтобы повыгоднее продать свои работы или эпатировать зрителя, чтобы добиться известности, — говорил на открытии выставки иеромонах Рафаил (некогда художник Сергей Симаков). Современные авангардисты, зачастую сознательно ищущие провокации, скандала, пиара, вызывают у него сожаление. — Мы ведь пытались своими исканиями проникнуть глубже в суть вещей, душу в них увидеть».
Это у отца Рафаила, настоятеля храма под Угличем, хранились картины: собственные, купленные у товарищей (была у тех художников традиция: те, кому удавалось удачно продать работу с выставки, приобретали работы у тех, кому повезло меньше), подаренные друзьями. Много лет лежали они у него, фигурально выражаясь, на чердаке, пока не привлекли внимание угличской культурной общественности. Первая выставка была проведена по инициативе «Угличской газеты», в советские годы носившей название… – «АВАНГАРД». А потом молодой галерист Александр Егоров подал заявку на президентский грант и – выиграл! Так и сформировалась «Передвижная выставка авангарда», побывавшая в Угличе, Кашине и теперь – в Рыбинске. К выставке примкнули несколько интересных провинциальных (географически) художников: угличане Федор Куницын и Валентина Максимова, суздалец Валентин Кноков (когда-то он тоже выставлялся на Малой Грузинской), живущая в нашем городе Любовь Менчикова. Все они продолжают в наше время традиции, заложенные в те времена. Пусть некогда головокружительный авангард может показаться несколько архаичным рядом с видеоартом или стрит-артом, однако, что нам до терминов. Главное, что сможет увидеть каждый посетитель рыбинского музея – это добротные, качественные работы состоявшихся художников, настоящее искусство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.