Домой История МАЛЕНЬКАЯ АНГЛИЯ В РЫБИНСКОМ УЕЗДЕ

МАЛЕНЬКАЯ АНГЛИЯ В РЫБИНСКОМ УЕЗДЕ

0

Во второй половине XIX века село Абакумово Рыбинского уезда по развитию промышленности превосходило город Рыбинск…

{image2} Вот как описывал Абакумово в 1866 году известный этнограф и краевед Ф.А. Арсеньев:
«…множество каменных и деревянных зданий – таких чистеньких, новеньких, как будто выстроены они по капризной воле волшебника: все в один день. Почти в центре этой красивой колонии на одном из каменных строений величаво возвышается огромнейшая кирпичная труба – это канатная фабрика Николая Михайловича Журавлева, замечательная тем, что по громадному производству своему и по превосходной выделке канатов не имеет себе равных во всей Европе…».

Н.М. Журавлев (1810-1872 гг.), купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, был одним из самых богатых торговцев хлебом Верхнего Поволжья. Писатель и публицист, князь В.П. Мещерский писал:
«Быть в Рыбинске и не заметить его, значит, не заметить слона в хлебной торговле. Николай Михайлович Журавлев личность замечательная: по обширному своему уму, по необъятному запасу сведений о промышленной и торговой жизни России. Вникание в малейший интерес составляет тайну всемогущего влияния г. Журавлева на весь торговый мир Волги и ее притоков».
Ежегодно Н.М. Журавлев вел дела на знаменитой Нижегородской ярмарке. Продолжим цитирование того же автора:
«В зале биржи делаются самые крупные и самые мелкие дела. Всего более торгуются представители мелкой торговли. Напротив, как говорил один купец, когда явится, например, г-н Журавлев на биржу, самый богатый хлебопромышленник на Волге, с его появлением водворяется какое-то благоговейное молчание. Он подойдет к купцу Блинову, нижегородскому тузу хлебной торговли, отведет его в сторону, скажет два слова, дадут друг другу руки, расходятся. Дело сделано, вся партия куплена без торга и переторжек, ибо, как здесь говорят, Николай Михайлович Журавлев не любит терять слова и время».  {image0}
Н.М. Журавлев первым из рыбинских купцов занялся не только торговлей, но и промышленностью. В 1859 году в Абакумове он построил упомянутую выше канатную фабрику. Изготавливались канаты и веревки длиной до пятисот метров. Такая длина была важна для использования на конных машинах.
Конными машинами называли речные суда, подтягивавшиеся к завезенному вперед якорю посредством вращения ворота. Ворот, на который наматывался канат, тянувшийся к якорю, вращали лошади, ходившие на палубе по кругу.
В 1860-х годах Н.М. Журавлев построил в Абакумове чугуно-литейный, механический и судостроительный заводы. Изготавливал, по мнению современников, лучшие пароходы на Волге. Но путь к паровым судам у Н.М. Журавлева был не прост.
Массовое развитие речного пароходства в России началось в 1840-х годах. Активным сторонником развития нового вида водного транспорта был инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член Академии наук, министр путей сообщения Павел Петрович Мельников.
В 1841 году П.П. Мельников прибыл в Рыбинск агитировать купцов за развитие пароходства. Позднее он вспоминал:
«Я прибыл в Рыбинск и здесь собрал главных торговцев на Волге, чтобы сообщить им свои предположения. Я ожидал от этих господ полного сочувствия и даже содействия этому ответственному делу, а вместо того, к крайнему моему удивлению и разочарованию, моя восторженная речь была встречена недружелюбно. Купцы находили, что проект мой — мечта несбыточная, что буксирные пароходы невозможны по причине быстроты течения, что вода на Волге слишком тяжела. Более других неистовствовал некто Журавлев, большой торговец хлебом. Журавлев казался мне человеком весьма смышленым, а между тем отвергал мои убедительные цифры, не желая вникнуть в них, и выражался заносчиво до неприличия, так что у нас чуть не дошло до ссоры. Оказалось, что Журавлев вложил большую часть своего капитала в конные машины и с ожесточением мне противоречил потому только, что лучше других понял преимущества речных пароходов и что с введением их на Волге его конные машины потеряют свое значение и ценность».
К концу 1860-х годов у Н.М. Журавлева ходило по Волге одиннадцать пароходов. В это же время П.П. Мельников и Н.М. Журавлев встретились в поезде на Николаевской железной дороге. Министр шутя спросил:
{image1} — Продолжает ли вода в Волге быть такой тяжелой, чтобы пароходы не могли по ней ходить?
— Э, перестаньте, кто старое помянет, тому глаз вон,- ответил Николай Михайлович.
Дело Н.М. Журавлева успешно продолжил его сын – Михаил Николаевич Журавлев. При этом М.Н. Журавлев использовал знания, полученные во время учебы в Англии.
В 1859 году Н.М. Журавлев отправил сыновей Михаила и Ивана учиться на Туманный Альбион. Там братья изучали математику, химию, физику, естественную историю, геологию, минералогию, прикладную механику. Во время учебы Михаил вел дневник на английском языке, ныне хранящийся в Рыбинском архиве.
В Лондоне Михаил не только научился организации промышленного производства, но и сделал важнейший для себя вывод: «Чем выше уровень жизни рабочих – тем лучше они работают!».
М.Н. Журавлев превратил Абакумово в маленькую Англию. Его рабочие и служащие получали большую, чем в городе, зарплату. Канатная фабрика дважды горела, но оба раза М.Н. Журавлев восстанавливал громадное здание, не увольняя рабочих.
М.Н. Журавлев построил в Абакумове здание начального училища. Предоставил просторное, светлое, кирпичное здание под церковно-приходскую школу. Если дети рабочих и служащих из Абакумова хотели учиться в городе, М.Н. Журавлев оплачивал их учебу в Рыбинске.
Рабочие и служащие отвечали Михаилу Николаевичу добросовестным трудом и преданностью. В 1897 году, когда М.Н. Журавлев отмечал двадцатипятилетие самостоятельной деятельности, он получил от своих работников приветственный адрес:
«Дорогой наш хозяин Михаил Николаевич! В настоящую минуту Вы видите около себя Ваших служащих, которые собрались помолиться и поздравить Вас…».
В Абакумове М.Н. Журавлев построил для себя великолепный жилой дом и окружил его прекрасным садом. Самое почетное место в кабинете хозяина занимала икона Николая Чудотворца, подаренная ему рабочими.
Ныне бывшие земли села Абакумово занимает территория Рыбинской ГЭС.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.