Домой История ВСЕМИРНО НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОМ

ВСЕМИРНО НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОМ

0

Дом номер 17 на улице Крестовой с полным правом можно вносить в мировую историю фотографии и изобразительного искусства…

{image0} В 1900 году фотографии снежинок, инея и изморози, изготовленные в доме номер 17 на улице Крестовой, получили медаль Всемирной выставки в Париже. Изготовил фотоснимки рыбинский фотограф Андрей Андреевич Сигсон. 
А.А. Сигсон родился в Варшаве в 1840 году. В четырнадцать лет поступил работать «мальчиком» в магазин готового платья. Но увлекся дагерротипами – первым способом фотографического изображения и перешел работать помощником фотографа в одну из дагерротипных мастерских столицы Польши.
В семнадцать лет А.А. Сигсон приехал на жительство в город Рыбинск, где стал помощником фотографа в ателье С. Зимулина. После кончины хозяина ателье перешло в собственность А.А. Сигсона.
В начале 1870-х годов А.А. Сигсон увлекся микрофотографией, выбрав объектом съемок снежинки. И сразу столкнулся с большими трудностями. Помещенные на стекло микроскопа белоснежные красавицы мгновенно превращались в капельки воды. Тогда фотограф стал ловить снежинки на специально сплетенную сеточку из шелковых ниток-«паутинок». На такой сетке снежинки выдерживали несколько кадров.
Но были и другие трудности. Потребовалось более десяти лет для их устранения. Наконец в 1892 году девятый номер журнала Физико-химического общества при императорском Петербургском университете сообщил о полном успехе фотографа из Рыбинска.
В 1898 году на заседании физико-математического отделения Академии наук директор главной физической обсерватории, академик М.А. Рыкачев сказал:
— Таких совершенных изображений до господина Сигсона, насколько мне известно, не получалось ни у нас, ни за границей.
А.А. Сигсон скончался в Рыбинске в 1907 году. Похоронен на протестантском кладбище. Его искусство микрофотографирования никто не мог превзойти еще многие десятилетия после кончины мастера. Один из ведущих геофизиков СССР, профессор Б.П. Вейнберг писал в 1934 году в рыбинской городской газете «Верхне-Волжская правда»:
— Главная физическая лаборатория сделала недавно ценное приобретение – коллекцию негативов снимков снежинок, инея и узоров на окнах, сделанных в 90-х годах прошлого столетия рыбинским фотографом А.А. Сигсоном.
Снимки эти (многие из которых имелись в лаборатории лишь в виде позитивных отпечатков) не превзойдены по своей художественности до сих пор никакими другими снимками. Особенно впечатлительны в этом отношении микрофотографии снежинок, снятые по методу «заблудших лучей» — тех освещающих снежинку лучей, которые миновали бы отверстие объектива фотоаппарата, не будь на пути их снежинок.
{image2} В 1919 году в доме номер 17 открылась студия изобразительного искусства Пролеткульта – организации, призванной нести в массы новую, пролетарскую культуру. Руководителем студии назначили выпускника Строгановского художественного училища Михаила Михайловича Щеглова. Студия ИЗО Пролеткульта положила начало массовому развитию изобразительного искусства в Рыбинске. 
Хотя нельзя утверждать, что до 1919 года художников в Рыбинске не было. Так, в марте 1915 года в городе открылась выставка рыбинских художников и любителей искусства. Средства от продажи билетов на выставку направлялись на нужды действующей армии.
Многие ученики студии ИЗО Пролеткульта стали профессиональными художниками. Григорий Базурин работал художником-декоратором в Большом театре. Лев Писаревский стал скульптором, создал, в частности, «Бурлака» в Рыбинске. Константин Шатов работал главным художником музея-панорамы «Бородинская битва».  {image1}
Душой студии был ее руководитель М. Щеглов. Еще один ученик студии, будущий народный художник СССР, Герой Социалистического труда, член творческого содружества Кукрыниксы Н.А. Соколов вспоминал:
— Чем только не заинтересовывал, на что только не направлял своих студийцев художник М.М. Щеглов. С нетерпением мы ждали каждый вечер встречи с любимым, изобретательным, остроумным учителем – «Михал Михалычем». Неожиданные задания по живописи, рисунку, композиции, театральные оформления, плакаты – все интересно.
Под конец своей жизни М.М. Щеглов написал книгу воспоминаний «Наброски по памяти»:
— Небольшой волжский город. В мастерскую вошел матрос типа треневского Шванди, с двумя револьверами, с гранатами на поясе, веселый, озорной, «уполне сознательный». «Это ты художник?- спросил — «Да» -«Так вот, во Дворце труда надо повесить портрет Карла Маркса, вождя мирового пролетариата, да чтоб как можно большой, да чтоб к завтраму был готов. Так вот, приду завтра, посмотрю». – «На завтра не могу», -отвечаю. – «Так вот все вы, сволочи, интеллигенция, не хотите на советскую власть работать, саботаж строите, контра! Так вот…» и взгляд на револьвер.
Заказ выполнили в лучшем виде и в срок. Заказчик расплатился продуктами. Этот вовсе не комичный случай навел М.М. Щеглова на мысль создать плакатный цех. Назвали цех «Афреклоб» (афиши, реклама, объявления). Разместился цех также в доме номер 17. В выполнении заказов участвовали и ученики студии. Работа оплачивалась и существенно помогала студийцам материально в то нелегкое время.
Студия ИЗО состояла из двух групп. В первой группе учились дети. Во второй группе занимались взрослые люди. Среди взрослых был человек пятидесяти лет по прозвищу «Мти-Мти». Он заикался и к каждому слову добавлял «мти-мти». Способностей не имел, но рисовать любил страстно.
В 1919 году в Рыбинск приехал А.В. Луначарский. К приезду наркома просвещения студия открыла в доме номер 17 выставку своих работ. Вновь обратимся к воспоминаниям М.М. Щеглова:
— Ну вот, приехал Анатолий Васильевич, прочитал в зале лекцию о мировой свободе всех направлений в искусстве, стал с работой студийцев знакомиться. Пришел в ИЗО. Показываем выставку, даем объяснения. Нарком посмотрел все внимательно, ругать никого не стал, только хвалил, на большом панно «Рабочий с газетой» остановился, сказал: «Интересно», — и работы Мти-Мти начал рассматривать: нашел в них ценный примитивизм, непосредственность, посоветовал учиться дальше. Мти-Мти совсем загордился, ремесло свое портновское окончательно забросил, перед студийцами заважничал, в Москву засобирался. Да жена не пустила, заголосила: «Да што-о-о, в Москве без тебя примитивистов-то не хватит, што-ли, идол!». Мти-Мти долго с досадой на жену жаловался, поколачивать опять стал, выпивать стал.
В 1923 году М.М. Щеглов уехал из Рыбинска, попрощавшись с городом персональной выставкой.

Предыдущая статьяДВА АВТОГРАФА АНАТОЛИЯ ГЕРАСИМОВА
Следующая статьяВозрождение Мологи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.