ЧЕМУ АНДРОПОВ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ У БРЕЖНЕВА?

Рыбинск — уникальный промышленный город, где в советское время получили широкое развитие машиностроение и металлообработка, приборостроение, кораблестроение, электротехническая промышленность и целый ряд других перспективных отраслей. Как весь этот огромный потенциал, доставшийся нам в наследство, можно эффективно использовать, развивать и направлять в будущее? Отрадно, что эти вопросы сегодня вовсе не являются пустым звуком. Напротив, они активно обсуждаются в коридорах городской администрации. И хорошим подспорьем в их решении является положительный опыт, который удается заимствовать в соседних городах и регионах.

Для того чтобы обсудить, какие наработки других российских городов можно с успехом использовать в восстановлении промышленного потенциала Рыбинска, наши корреспонденты перед Новым годом встретились с первым заместителем главы нашего города Леонидом Можейко. Незадолго до этого Леонид Чеславович вернулся из Набережных Челнов (из Брежнева, как некоторое время назад назывался этот город). В результате по итогам этой поездки у нас получился детальный разговор как об общих проблемах индустриальных городов советской поры, так и о наиболее перспективных путях их развития сегодня. Так что же привело одного из руководителей нашего города в Набережные Челны? И чему наш Рыбинск, некогда носивший имя Андропова, может научиться у прежнего индустриального Брежнева?
Леонид Можейко:
— Два года назад мы с Юрием Васильевичем Ласточкиным для знакомства с опытом других муниципальных образований и других регионов целевым образом выбрали несколько городов. Второй в этом списке стала Казань. Потому что этот город известен многими своими инициативами, которые оказываются успешными и затем транслируются на другие территории. Конечно, также посмотрели Томск, познакомились, как работает Калуга. Все это, прежде всего, было интересно в связи с тем, как опыт развития этих городов можно использовать в Рыбинске. Не так давно вместе с Юрием Васильевичем мы ездили изучать работу Тутаевского технопарка. Попросили главу администрации Тутаевского муниципального района Сергея Левашова провести нам экскурсию на эту тему. И в ходе этого знакомства с проектом нам рассказали, что планируется поездка депутатов областной думы и сотрудников обладминистрации в город Набережные Челны в Камский индустриальный парк (КИП) «Мастер» для того, чтобы ознакомиться с опытом его работы. Мы за эту возможность ухватились, и я таким образом попал на это выездное заседание бюджетного комитета Ярославской областной думы, связанное с оценкой перспектив проектов индустриальных или технических парков в Ярославской области. Как известно, в нашем регионе сегодня в работе находятся три таких парка.
Это была однодневная поездка. И по ее результатам удалось сделать ряд важных, на мой взгляд, выводов, связанных как с перспективой технологических и индустриальных парков в целом, так и перспективами позаимствовать опыт по их созданию для решения основных задач, стоящих сегодня перед Рыбинском.

Историческая справка. В советский период город Набережные Челны вырос как крупный промышленный центр за очень короткое время. Еще на рубеже 1970 годов местное население едва превышало 35 тысяч человек. За год до этого началось строительство автомобильного завода, который получил название КамАЗ.
Дальнейшая история города – это уникальная последовательность трудовых побед и достижений: 1973 год – вступил в строй первый корпус КамАЗа, 1976 год – заработала первая нитка главного конвейера, 1978 год – выпущен 50-тысячный автомобиль, 1979 год – выпущен стотысячный грузовик, 1988-ой – миллионный, а в 1993-ем из ворот завода выехал полуторамиллионный КамАЗ. Не менее быстрыми темпами росло и население Набережных Челнов. В 1973 году здесь уже проживало 126 тысяч человек. В 1979-ом — более трехсот тысяч. В 1989-ом — уже более полумиллиона.
Проблемы у города и у завода, вокруг которого он создавался, начались в начале девяностых годов. Общий спад производства, поразивший в это время всю страну, на
КамАЗе был усугублен сильнейшим пожаром, фактически уничтожившим завод по производству дизельных двигателей. В результате без работы остались многие бывшие работники КамАЗа, оказались невостребованными многие цеха предприятия. Мало того, те же самые цеха даже в законсервированном виде продолжали требовать огромных затрат на свое содержание.
Казалось, еще очень молодой город должен стать депрессивным, умирающим, а его жителям следует перебираться в другие города. Однако по такому сценарию ситуация развиваться не стала. В первой половине 2000-ых годов был найден весьма оригинальный выход из наметившегося серьезного кризиса. Им стало решение о создании на базе части бывших площадей автогиганта Камского индустриального парка (КИП). Так в 2004 году был организовано ОАО КИП «Мастер». Завод вложил в это перспективное начинание 37 тысяч квадратных метров бывших площадей предприятия «Ремдизель» – дочерней компании КамАЗа. А на выделенные правительством Татарстана 150 миллионов рублей были проведены восстановительные работы. Уже летом 2005-го площади индустриального парка начали заполнять первые резиденты. К концу года все помещения парка были сданы в аренду. В 2006 году КамАЗ передает КИП «Мастер» оставшиеся свободные площади, а руководство республики выделяет еще 90 миллионов рублей. И начинается разработка комплекса мероприятий, включающего множество компонентов – от охраняемых парковок до юридических и бухгалтерских услуг.
Сегодня индустриальный парк предоставляет в аренду 300 тысяч квадратных метров производственных площадей, которые занимают 222 предприятия-резидента. По сути это агломерация предприятий, сгусток совершенно различных видов деятельности – от кабельной продукции и производства автомобильных жгутов до мебельной фабрики и предприятий высокоточной механообработки. Здесь трудится 4500 человек. А суммарная выручка всех работающих здесь резидентов составляет 23 миллиарда рублей в год. Для сравнения: предприятия Рыбинска, относящиеся к крупной и средней промышленности, в совокупности производят продукцию на 30 миллиардов рублей в год. При этом на них трудится более 24 тысяч человек.
Леонид Можейко:
— ОАО КИП «Мастер» был создан не для того, чтобы получать прибыль и распределять ее среди учредителей. Это предприятие обеспечивает условия для развития в городе деловой активности, привлечения инвестиций, снижения издержек производства резидентов. Заработанные средства парк реинвестирует в дальнейшее развитие.
В это же время, я думаю, что ничего бы этого не случилось, не выполняй КамАЗ программу аутсорсинга,
— отметил Леонид Чеславович. — У предприятий, арендующих площади КИП «Мастер», есть гарантированный заказчик, который, отдавая работы в малые предприятия, снижает издержки своего производства и одновременно способствует расширению существующих и появлению новых компаний. Последние при этом, пользуясь услугами КИП «Мастер», снижают уровень капиталовложений. Им не надо строить или реконструировать площади для производства, не надо думать о коммуникациях, оборудование у них может быть в лизинге, а бухгалтерия – в аудиторской компании. Плюс ко всему, малый бизнес в условиях технопарка не может быть «в тени». Значит, все доходы прозрачны и налогооблагаемы. В итоге в выигрыше остаются все.
Оказалось полезным посещение Набережных Челнов и для планирования бюджета Ярославской области на 2013-ый и последующие годы.
Леонид Можейко:
— Поездка, в которой мне довелось участвовать вместе с представителями Ярославской областной думы и администрации нашего региона, была важна и с точки зрения споров, которые на тот момент были в самом разгаре. Напомню, поездка состоялась 4 декабря, когда формировался бюджет региона на будущий год. И ряд депутатов задавали вопросы, целесообразны ли затраты (и немалые) на организацию работы технопарков в нашей области. Может, эту работу надо приостановить, заменить какими-либо другими проектами?
После окончания поездки все участвовавшие в ней сделали однозначный вывод, что подобные технопарки или другие похожие на них проекты, безусловно, нужны нашему региону.

Какие же технопарки существуют сегодня на территории Ярославской области? Сегодня их три: в Ярославле – действующий, в Тутаеве и Гаврилов-Яме – строящиеся. А вот в нашем Рыбинске подобного технопарка как совокупности услуг и предложений пока нет.
— Однако, — как отметил Леонид Можейко, — в данном случае «пока» — слово ключевое. Восточная промышленная зона уже обрела первого инвестора. Несколько предприятий проявляют устойчивый интерес к этой территории. Сегодня администрация города совместно с НПО «Сатурн» и областным правительством работает над созданием энергомашиностроительного кластера. На территории города уже существуют предприятия, связанные кооперацией по выпуску продукции. Это НПО «Сатурн», «Сатурн-Газовые турбины», строится завод «Русские газовые турбины». В кластер могут входить РГАТУ, профессиональные училища, научно-производственные предприятия, все, кто так или иначе причастен к производству газовых турбин. В составе кластера могут быть технический, научный, индустриальный парки, бизнес-инкубатор, структуры, обеспечивающие развитие малого и среднего предпринимательства. У нас есть территории для размещения новых предприятий и расширения существующих. Мы будем строить к ним дороги и вести коммуникации. По крайней мере, мы готовы все это делать.
Привело посещение КИП «Мастер» и к принятию важных стратегических решений, которые в ближайшие годы обязательно скажутся на жизни Рыбинска и его жителей.
— Мы приняли решение начать с анализа малых и средних производственных предприятий нашего города, – отметил в завершение разговора Леонид Можейко. – Мы должны определить число тех, кто готов к развитию, кто ищет возможности увеличения площадей и количества оборудования. Свободные корпуса в Рыбинске есть. Есть и крупные предприятия, способные работать по программе аутсорсинга. А этот фактор по опыту КамАЗа можно считать одним из главных – наличие гарантированных заказов для малого и среднего бизнеса в любом случае станет катализатором деловой активности на территории Рыбинска.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 559



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


× два = 14

Описание картинки