Растет дерево ремесел

Как измерить счастье? В часах и минутах, песке и глине, в пряже и одуванчиках. Никита сегодня был счастлив: светло, много интересных знакомых и знакомых предметов, все веселые, играет баян, звучит задорная музыка.

{image1} Совершенно по-новому прошло открытие очередной выставки «Живое дерево ремесел» в рыбинском музее: артисты фольклорно-музыкального театра «Игрище» задали тон традиционному действу, стали связующей нитью для мастеров народного творчества и почитателей русской культуры. Участники выставки признаются: они поют, когда вяжут, вышивают, выжигают, полируют. А участники «Игрища» – тоже в своем роде народные мастера. Костюмы: покосные рубахи, сарафаны, головные уборы-маршени, сделанные своими руками, получились такие, что у Ольги Пивоваровой, руководителя театра, просили их заезжие американцы.
Под натуральные русские песни гости расплылись по выставочному залу, смешались так, что трудно было понять, кто герой, а кто зритель. Все мы – ветви одного дерева, дерева ремесел, часть общей городской культуры. Одни следуют народным традициям и не отступают от веками сложившихся технологий, другие изобретают свое, используя современные материалы и техники. Каждая новая выставка – толчок к развитию, движение вперед. Кто-то делает сувениры, получая дополнительный доход в семью, а кто-то бежит от инфаркта — народное творчество лечит.
Представьте небольшой клубок ниток весом в пятьдесят граммов, который поместится в ладошке ребенка. Длина нити – 280 метров.
– На одну скатерть пошло 100 таких клубочков, – Мария Шейнгауз охотно рассказывает о своем увлечении. – Год я делала эту скатерть, 340 часов. Если берусь за что-то, то уж на другие вещи не отвлекаюсь. Пробовала – получается хуже, а тут и нитки привыкают к рукам, и крючок. Вяжу в основном из «ириса». {image2}
«Ирис» – любимый материал наших бабушек, хлопчатобумажная нить. Если протянуть все, связанное Марией Кузьминичной, «ирисовая» нить как раз до Москвы протянется. Шляпы от Шейнгауз перед Новым годом купил Слава Зайцев, столичных моделей побаловать. Очень хвалил – тонкая, дескать, работа. Для мастерицы гораздо важнее другой результат, не измеряемый в денежном эквиваленте. 75-летняя вязальщица нашла эффективный способ бежать от болезней.
У других участников выставки – свои мотивы, для чего они занимаются выбранным видом искусства. Людмила Семянникова тоже сохраняет традиции кружевного плетения. Ее клуб называется «Звонкие коклюшки». Но если вы захотите научиться создавать воздушные шедевры с помощью этих лукавых палочек, то разочаруетесь. Запись в клуб не ведется – заниматься кружевницам негде. Комнатка, которую им выделили, совсем крошечная, делят ее с другим творческим коллективом. Клубу скоро 20 лет, а объединение искусниц «подушечного кружева» — так его называют за технологию изготовления с помощью подушки — так и не может найти постоянного места обитания. Уже выросли дети, дети детей приходят, а голову приклонить негде. Выставки народных ремесел – как отдушина, с коллегами повидаться, новое посмотреть, свое показать. Шляпы, платья, зонтик, рамка для постера – все могут, но вот чего им не сделать никогда, так это свою мастерскую.
Что было нового на нынешней выставке? Технологии. Роспись акриловыми красками, что так понравилась Никите, малыш облюбовал ярких разноцветных рыбок.
Катя застыла у искусно выпиленной вазы — оказывается, она собрана без гвоздя и клея. На взгляд Кати, автор, Евгений Горохов, сделал настоящий шедевр: «Я мультфильм смотрела про Золушку, эта ваза мне прямо дворец напоминает, очень красиво вырезано, кружевно. Наверное, мастер очень старался». Катя и сама в свои девять лет мастерица: делает сувениры из ткани и бумаги. Самое первое изделие – розы из ленточек – подарила учительнице.
{image0} Куклы, тарелочки, панно, картины вышитые, вылепленные и рисованные, пряжа и лоскутное шитье, массивы дерева, лоза, даже одуванчики – все в умелых руках превращается в ретранслятор идей и явлений, происходящих в обществе. Со всех сторон обыгрывается образ родного города. Рыбы, рыбки, рыбищи, вода, водица, море, соборы и храмы, пейзажи и натюрморты. Они несут чистую радость, и потому хочется, чтобы таких экспозиций было больше. «Почему так редко мы встречаемся?», — спрашиваю у Елены Лебедевой. Заведующая экспозиционным отделом историко-архитектурного и художественного музея-заповедника отвечает: «Это очень трудоемкая работа. Мне понадобилось почти три года, чтобы собрать эту выставку. Заявлено 50 участников, это групповые заявки, на самом деле экспонентов гораздо больше, в каждой группе – по пять и десять человек».
…Дерево ремесел – древний символ народного искусства, гармоничный и многозначный. И созидателю, и зрителю оно дарит радость и счастье. И еще неизвестно, кому больше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 556



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


+ 3 = семь

Описание картинки