ЧП НАД АЭРОДРОМОМ «ЮЖНЫЙ»

2 марта на пульты оперативных служб поступило сообщение о вынужденной посадке самолета АН – 2, принадлежащего Рыбинскому аэроклубу. На место срочно выехали спасатели, пожарные, медики и полицейские. Было установлено, что самолет приземлился в двух километрах от аэродрома. На борту находились 13 человек — 11 парашютистов и 2 пилота. Жизни людей спасли опыт пилота и небольшая высота.

Как нам рассказали специалисты, после того, как двигатель стал терять мощность, возможности произвести разворот на аэродром у пилотов уже не было. Первый пилот Евгений Самсонов принял решение садиться на заснеженное поле. Самолет оборудован лыжами, поэтому маневр был допустим. Летчик начал тянуть до открытой площадки. Но самолет, который в это время шел над перелеском, неукоснительно снижался. Не дотянули до поля лишь несколько десятков метров. 

 

По предварительным данным, при взлете самолета произошла частичная потеря тяги двигателя, а затем его отказ. В этот момент АН-2 находился на высоте 60 метров. Перед ним оказалась лесопосадка, перелететь через которую не представлялось возможным. Аварийную посадку пилоты совершали прямо на деревья. Благодаря опыту первого пилота Евгения Самсонова люди, находившиеся на борту, отделались легким испугом. Самолету повезло меньше — железная птица восстановлению не подлежит.

За всю историю аэроклуба — в этом году ему исполнится 80 лет — аварий, подобных этой, не было. Самолет АН-2 считается очень надежным. Машина аэроклуба всего два года назад прошла капитальный ремонт. Причину отказа двигателя предстоит выяснить специальной комиссии. Конечно, у пилотов есть свои версии, но озвучивать их до официальных итогов расследования они не спешат.

 

Евгений Самсонов, выполнявший в этот день функции первого пилота, — самый опытный летчик в Рыбинском аэроклубе. Он начинал здесь еще в далеком 1971 году. В 1984 перешел в авиакомпанию «Рыбинских моторов», где проработал до ее закрытия в 2009 году. С 2003 года вновь постоянно летает в аэроклубе. За 41 год работы Евгений Самсонов освоил самолеты АН-2, Як-40, АН-26, АН-24 и ряд других. В 2012 году подготовил для Рыбинского аэроклуба пять пилотов-инструкторов. Сейчас Евгений Самсонов чувствует себя прекрасно и находится дома. К произошедшему относится спокойно и без колебаний согласился ответить на вопросы.

— Евгений Александрович , что произошло во время полета, и какие обстоятельства этому предшествовали?

— На высоте пятьдесят метров стали убирать закрылки. Сразу после этого, примерно на шестидесяти метрах, обнаружили проблему. Набирали высоту и, возможно, самолет поднялся еще немного выше. Как потом говорили парашютисты, их приборы указывали высоту в сто метров. Мне в это время было уже не до того. Я высматривал площадку, выдерживал направление, скорость. Надо было пилотировать самолет. К сожалению, чтобы сберечь машину, не хватило каких-либо полутора метров высоты. Шел на площадку, на поле. Ближе — ничего подходящего не было. Другие поля разухабистые, с оврагами или редкой полесью. Поэтому это поле было единственно возможным вариантом.

— В самые тревожные секунды, когда начались неполадки с двигателем, испытывали ли вы страх или беспокойство?

— Ощущать страх в такие моменты не получается сразу по нескольким причинам. Ты пилотируешь самолет. Если происходит внештатная ситуация, надо сразу принять решение. Либо о посадке, либо о каких-то других действиях. В субботу все длилось меньше минуты. Надо было искать место приземления и пилотировать самолет. Необходимо было попробовать восстановить работу двигателя. К сожалению, оживить мотор не получилось.

— Как во время ЧП себя вели другие участники полета? 

— Когда в воздухе начались проблемы, парашютисты прекрасно осознавали, что происходит. Второй пилот Саша Воскобойников сразу дал команду им приготовиться. Он же занимался подготовкой самолета к посадке. Обесточил машину. Распределение обязанностей у первого и второго пилота в таких ситуациях четко регламентировано. Надо было работать. И свои обязанности он выполнил хорошо. Я в это время занимался пилотированием. Дали команду выпускающему парашютной группы. Это был Алексей Шарапов. Он проследил, чтобы парашютисты подготовились к посадке. Никто из его подчиненных в итоге травмирован не был. А вот сам Алексей, к сожалению, немного не удержался. При приземлении получил травму носа. 

— Когда произошло приземление, что все делали дальше?

— Когда самолет оказался на земле, Шарапов дал своим команду покинуть самолет. Парашютисты быстро отбежали на безопасное расстояние. Это около ста метров. Нам же, пилотам, надо было сначала окончательно проверить закрытие всех кранов и клапанов. Только потом мы отошли. Хорошо, что все закончилось так благополучно.

— Евгений Александрович, вы летаете более 40 лет. Случались ли в вашей практике другие внештатные ситуации?

— Серьезные внештатные ситуации случались. Около десяти лет подряд мне приходилось летать с губернатором Анатолием Лисицыным. В августе 1998 года губернатор был на борту, когда при вылете из аэропорта Апатиты полностью отказала навигационная система. Домой пришлось идти по локатору и магнитному компасу. Однажды на АН-26 отказал один мотор. А в остальном приходилось сталкиваться с мелочами. Я считаю, что самое сложное в работе пилота — это плохая погода. Заходы на посадку при минимальной видимости и максимальном уровне облачности. Здесь профессионализм и проявляется.

Помимо пострадавшего АН-2 в Рыбинском аэроклубе имеется и еще один аналогичный самолет. Однако он по техническим причинам не эксплуатировался уже около десяти лет. На ремонт его отправить можно лишь по шоссе с помощью буксира. Однако, как нам рассказали специалисты, вряд ли найдется завод, который согласится вернуть эту машину к жизни. 

Самолет АН-2 был единственным в Рыбинском аэроклубе, с которого совершались парашютные прыжки. Что теперь будет с парашютным звеном, не ясно. Собственных средств на покупку самолета у клуба нет, остается только надеяться на помощь. Быть может, произойдет чудо, и свое 80-летие клуб отметит с новым самолетом.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 574



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


+ 9 = семнадцать

Описание картинки