СУДЬБА САМОЛЕТА

Почти 20 лет на Поклонной горе в Москве стоит самолет Ли-2, подаренный музею к 50-летию Победы Комитетом по культуре города Москвы. Многие источники твердят, что самолет был доставлен из Углича. Однако «РН» стало известно, что легендарный транспортник был «заброшен» в столицу из рыбинского лагеря «Волга».

 

Военно-транспортный самолет Ли-2 применялся в ВВС Советского Союза и в качестве ночного бомбардировщика, и в качестве транспортного лайнера. Именно на таком самолете 9 мая 1945 года на Центральный аэродром имени Фрунзе привезли акт о капитуляции фашистской Германии.

После войны Ли-2 в основном использовался для пассажирских перевозок, в частности, такие машины взлетали с рыбинского аэродрома. 

Когда рыбинские машины исчерпали свой ресурс (это была примерно середина 70-х годов прошлого века), их удалось сохранить: стараниями руководства местных пионерских лагерей крылатые машины, вместо того, чтобы отправиться в утиль, стали талисманами детских республик. Тащили крылатые машины тягачами зимой по снегу. Благо, напрямую от аэродрома до места последующей дислокации серьезных препятствий не было. И вот, один Ли-2 занял свое место в лагере имени Зои Космодемь-

янской, а второй встал «на линейке» в лагере «Волга».

Два талисмана простояли на своих местах почти 20 лет, но одному из них было суждено закончить свое существование бесславно, другому же случилось еще как минимум однажды подняться в небо.

Самолеты стали визитной карточкой обоих пионерских лагерей. У многих из тех, кто в те годы проводил здесь лето, носил красный галстук или значок октябренка, сохранились фотографии на фоне знаменитых крылатых машин.

Постепенно самолеты обрастали легендами – осенью, когда листва опадала с выросших вокруг аэропланов деревьев, их было видно с проезжей части, и у многих возникал закономерный вопрос: как эти раритеты могли оказаться в здешних местах?

Но времена менялись. Сохранность даже не эксплуатируемой техники требовала физических и финансовых затрат, а на закате советской эпохи и с тем, и с другим начали возникать трудности. Первым борьбу за выживание проиграл «номер один» в лагере имени Зои Космодемьянской. Сначала его вытащили за забор, где он, став бесхозным, подвергся серьезному натиску вандалов. А вскоре поставленный зачем-то «на попа» фюзеляж Ли-2 обосновался в районе деревни Юркино.

«Номер два» из лагеря «Волга» тоже ожидало нечто подобное. Сперва из него хотели сделать музей, но затея не выгорела и в кратчайшие сроки нужно было решать: или попросту выкидывать самолет, или… в общем, первый вариант никуда не годился.

Какими окольными путями вышло тогда руководство «Волги» на авиационное предприятие «Авион» — сейчас никто и не вспомнит. Но на условиях самовывоза «Авион» согласился забрать потрепанный Ли-2 из пионерлагеря. 

Последний полет Ли-2 совершил без крыльев — их демонтировали при помощи автокрана, чтобы они не мешали при перевозке. А за легендой прилетела еще одна гордость советского авиапрома, транспортный вертолет МИ-6. 

Операция проводилась с ювелирной точностью. Огромная винтокрылая машина зависла всего в нескольких метрах над самолетом. Из люка был спущен трос со специальными креплениями. От вращающегося винта поднялось целое облако пыли, и в нем сновали специалисты, готовящие корпус к подъему. Через несколько минут они подали знак, вертолет медленно начал набирать высоту и… ничего не произошло. По-видимому, трос оказался плохо закреплен на лебедке и соскользнул вниз. Опять приземление на поле. Полчаса на исправление ошибки, и повторная попытка. На сей раз – удачная. Медленно-медленно, словно нехотя, ЛИ-2 приподнял сначала нос, а затем и весь оторвался от насиженного за много лет на земле места. Этот подъем прошел без накладок. Лишь когда спарка совершала разворот на нужный курс, от фюзеляжа оторвалась какая-то деталь и, кувыркаясь, упала в лес за лагерем.

Операция завершилась успешно. Самолет отправился начинать другую жизнь.

 

***

К 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне компания «Авион» отреставрировала самолет: были восстановлены кабина пилота и пассажирский салон, произведена покраска машины. Кроме этого, некогда пассажирский лайнер было решено привести в соответствие с его боевыми аналогами.

На Поклонной горе, в экспозиции под открытым небом «Оружие Победы» рыбинский Ли-2 и по сей день стоит в качестве бомбардировщика, к нему прицеплены макеты бомб и установлено пулеметное гнездо. Говорят, что для высоких гостей в пассажирском салоне иногда проводят фуршеты.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 661



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


2 × = четыре

Описание картинки