ОБОРОТ КАРТИНЫ АЙВАЗОВСКОГО

Картину «Волы на перешейке» знает едва ли не каждый посетитель картинной галереи Рыбинского музея-заповедника. Среди трех музейных работ знаменитого Ивана Айвазовского морю здесь уделено наименьшее значение. Лазоревые волны ласково плещутся внизу картины, а над ними, по дороге, проложенной на узкой песчаной косе, на фоне рассветного неба движется нескончаемый обоз. Хорошо видны тщательно выписанные фигурки передних волов и возчиков, а длинный хвост обоза теряется в утреннем тумане. Когда я был совсем маленьким, мама что-то рассказывала мне о моих украинских предках, кто-то из которых занимался подобным ремеслом, со второй половины XIX века вытесненным грузовыми поездами, а теперь еще и водителями-дальнобойщиками…

Однако у замечательной картины оказалась еще и интереснейшая оборотная сторона. И в переносном, и в самом прямом смысле. Дело в том, что на подрамнике картины сохранилась интереснейшая надпись: Отъ Импер: Марiи Александровнъ [по]дарена Вел: Кн: Александръ Петровнъ в день рождения 21 маiя 1860 года. Ну, с императрицей Марией все ясно – это жена Александра II, будущего Царя-освободителя. А вот кто такая великая княгиня Александра Петровна?
Александра Петровна в девичестве была принцессой Ольденбургской. Этот немецкий род тесно связан с Россией и даже нашим краем. По крайней мере, отец княжны родился в 1812 году в Ярославле, который в это время готовился оборонять от Наполеона ее дед, принц Георгий Петрович. Впрочем, сама Александра (точнее Александра-Фредерика-Вильгельмина) родилась в 1838 г. в Петербурге. Уже в 18 лет девушка получила предложение руки и сердца от младшего брата уже вступившего на трон Александра II – великого князя Николая Николаевича. Партия была завидная – брат самого императора. К тому же, великий князь был весьма симпатичным и бравым кавалерийским офицером, которому было в общем-то совсем не сложно вскружить голову молоденькой девушке. Вряд ли юная Александра знала, что на нее возлагается ответственная миссия – «остепенить» своего довольно легкомысленного супруга. Фрейлина Анна Тютчева (дочь поэта) писала: «Государь и государыня в восторге от этой свадьбы… принцесса Александра, кроткое симпатичное существо, должна оказать хорошее влияние на князя. Надо надеяться, что в своем почетном положении мужа великий князь образумится. Это ему совершенно необходимо, так как он провел свою жизнь в далеко не блещущем умственными интересами обществе фрейлин своей матери». Александра Петровна с большой ответственностью относилась к своей новой роли. С глубоким волнением она перешла в православие, старательно выполняя все предписания новой для себя религии. Через несколько лет родились сыновья: Николай – будущий командующий русской армией в начале 1 мировой войны (чтобы отличать от отца, его будут называть младшим) и Петр. В эту безмятежную для нее пору и получила Александра Петровна картину Айвазовского на день рождения от императрицы.
Увы, вскоре выяснилось, что Александра Петровна и ее муж очень по-разному смотрят на жизнь. Великая княгиня присутствовала на балах и приемах только при необходимости, а в быту одевалась очень скромно, чем часто вызывала недовольство супруга. А потом тот и вовсе фактически создал новую семью с балериной Числовой, став отцом четверых детей. Брак с Александрой Петровной не был расторгнут, и она продолжала оставаться женой Николая Николаевича, все больше сил, времени и денег тратя на нужды благотворительности.  Князь Д.А. Оболенский писал: «…ежели сам великий князь не заслужил милостей от Бога, то зато жена его – великая княгиня Александра Петровна – уже, несомненно, на хорошем счету у Него… Эта женщина  – необыкновенное явление. Здесь над нею в высшем обществе смеются, и она подает к этому повод, ибо относится ко всем светским и придворным приличиям с открытым презрением. Она является среди двора какою-то юродивою или блаженною. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины. Но сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные». В Петербурге она основала Покровскую общину сестер милосердия, больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, училище фельдшериц. Во время Русско-турецкой войны на собственные средства организовала санитарный отряд.
В начале 1880-х гг. Александра Петровна тяжело заболела: после травмы стали отказывать ноги. Лечение за границей облегчения не принесло, и великая княгиня вернулась на Родину, точнее, в Киев. Полупарализованная женщина продолжала заниматься благотворительностью, видя теперь весь смысл жизни в помощи ближним. В 1889 она выкупила участок земли, где вскоре был основан Покровский женский монастырь. Монастырь включал больницу с терапевтическим и хирургическим отделениями, где был первый в России рентгеновский аппарат, появившийся уже через год после открытия Рентгена, аптеку с бесплатной выдачей лекарств, приют для слепых и неизлечимых больных, лечебницу для приходящих, училище для девочек-сирот, приют для хронически больных женщин, прачечные, столовые… Здесь делали до 300 операций в год, добившись смертности в 4% – цифра по тем временам нереальная. В 1897 году великая княгиня предотвратила эпидемию тифа в Киеве, организовав несколько специализированных больниц. Несмотря на строгость устава обители, число желающих поступить туда значительно превышало ее возможности. Чтобы содержать такое хозяйство, Александра Петровна продавала свои драгоценности. Ее невестка, великая княгиня Милица Николаевна, вспоминала, что, показывая ей монастырь, Александра Петровна поясняла: «Это здание – мои серьги, здесь – мое ожерелье, а сюда ушли все мои кольца». Показывала, потому что случилось настоящее чудо: после десятилетия болезни великая княгиня встала с постели и смогла ходить. Исцелившись, она ассистировала хирургам на операциях, дежурила у постелей оперированных, поддерживая их дух, разумеется, посещала все службы. В 1891 умер муж, и великая княгиня приняла тайный постриг с именем Анастасия. Она скончалась в тот же день и тот же час, что и он, в 1900 году.
А в 2009 году в Киевской епархии Русской Православной церкви была канонизирована подвижница благочестия инокиня Анастасия, в миру – двоюродная бабушка императора Николая II, великая княгиня Александра Петровна. Она считается небесной заступницей жен (да и мужей), брошенных своими супругами. Вот такую историю припасла для нас надпись на обороте картины Айвазовского.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 503



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


− семь = 2

Описание картинки