«САМОВАР В УПРЯЖКЕ ХОДИТ!»

17 мая 1907 года впереди поезда, подходившего к Рыбинску, между рельсами мчалась…корова. Перед мостом через Черемуху состав остановился. Но остановить технический прогресс уже не могла самая резвая буренка.

Николаевские рекорды

В 1837 году в Российской империи построили первую железную дорогу, названную Царскосельской. Возглавлял строительство чешский инженер Франц Антон фон Герстнер (1796-1840 гг.). Для изыскания средств он учредил в России акционерное общество с привлечением иностранного капитала.
Герстнер съездил в самую передовую страну того времени, Англию, где заказал все необходимое для строительства. При этом чех пользовался полнейшей поддержкой императора Николая I.
В пробных поездках по первой российской железной дороге Герстнер выступил в роли машиниста. При этом получил сильный удар в грудь одним из приспособлений для управления паровозом. После ввода в эксплуатацию Царскосельской дороги Герстнер стал ее первым управляющим.
Успешный опыт строительства Царскосельской дороги навел на мысль построить железную дорогу Санкт-Петербург — Москва. Создали специальный комитет для строительства дороги за счет государственных средств и силами отечественных специалистов.
С первых дней работы комитета возникли разногласия. Одни предлагали строить дорогу через Новгород, другие – по более прямому направлению. Спор разрешил император Николай I, приказавший строить прямо.
Железная дорога Санкт-Петербург — Москва проектировалась и строилась в 1843-1851 годах. Построенная двухпутная магистраль была самой протяженной в мире в то время – ее длина составляла 604 версты. Дорогу назвали Петербург-Московской, а после кончины Николая I в 1855 году переименовали в Николаевскую.
В качестве билетов на Николаевской дороге использовались металлические жетоны, продаваемые в кассах вокзалов. После поездки пассажир сдавал жетон проводнику. Экономия. Бумажные билеты появились только через несколько лет.
Недостатком Николаевской железной дороги стала слишком большая стоимость ее строительства. Поэтому при императоре Александре II железные дороги строились не за счет казны, а на средства акционерных обществ. К 1876 году в России имелись уже 53 железные дороги!

Ужимки и смешки

Развитие железнодорожного транспорта в нашем Отечестве нельзя назвать триумфальным. Противники стальных магистралей имелись даже среди образованных людей. Железнодорожное строительство они называли «обезьянничаньем перед Западом».
Что уж говорить о гражданах, не обремененных знаниями. Достаточно взглянуть на известную картину В.Г. Перова «Сцена у железной дороги». На лицах крестьян мы видим выражение самых разных чувств — от тревожной озадаченности до радостного изумления.
Когда в 1862 году закончили строительство Московско-Нижегородской железной дороги, к этому событию напечатали лубок с текстом: «Эки шутки! Из Нижнего в полсутки! Чудо — чудное! Диво — дивное! До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит!».

Рыбинско-Бологовская дорога

1865-1875 годы историки называют «золотым веком» железнодорожного строительства в России. В это время строилась и Рыбинско-Бологовская железная дорога. Для ее строительства учредили Общество Рыбинско-Осеченской железной дороги, так как вначале предполагалось соединить Рыбинск стальным путем не со станцией Бологое Николаевской железной дороги, а со станцией Осеченская той же дороги. Но впоследствии строители предпочли Бологое. Созданное общество возглавил гвардии полковник Александр Алексеевич Киреев, о котором более ничего и не известно.
Гораздо более «громкой» личностью был один из самых крупных держателей акций Общества, «злой гений» Санкт-Петербургской биржи, маклер Альфред Бетлинг. Вступив в сговор с другими маклерами, Бетлинг умело манипулировал курсами ценных бумаг. Мошенничество закончилось в 1869 году одним из первых биржевых крахов в России. А Бетлинг стал несостоятельным должником.
12 июля 1868 года император Александр II
утвердил концессию на строительство Рыбинско-Бологовской железной дороги. Предполагалось делать насыпь для двух путей, но укладывать рельсы в один путь. Второй путь планировалось проложить в будущем, с ростом доходов дороги.
19 сентября 1868 года строительство Рыбинско-Бологовской железной дороги началось. На торжественном освящении начала работ протоиерей Р.Т. Путятин произнес одну из своих знаменитых проповедей:
«К вам, строители дороги, слово. Вы желали себе помощи от Бога, Творца неба и земли? Желали, для этого пригласили сюда служителей Божиих, для этого принесли и иконы святые…»

В добрый путь!

24 сентября этого же года Рыбинская городская Дума собралась, чтобы обсудить начало строительства дороги. Гласные (депутаты) Думы не только единогласно поддержали прокладку «железки», но и безвозмездно передали строителям городскую землю, по которой пройдет стальной путь. Также гласные выделили строителям необходимую денежную сумму для приобретения земли у частных лиц и выдачи компенсации владельцам построек, которые предстояло снести.
Рыбинско-Бологовскую железную дорогу строила зарубежная фирма «М. и А. Левстам и К». Строительство шло не без трудностей. Так, в феврале 1869 года прошли волнения среди рабочих на участке подрядчика
М.А. Торговкина из-за несвоевременной выдачи заработной платы. В 1870 году часть рабочих и вовсе ушла со строительства из-за тяжелых условий труда и опять же задержки зарплаты.
Когда строительство дороги закончилось в 1870 году, столичная газета «Сын Отечества» написала:
«Вследствие заявления правления Рыбинско-Бологовской железной дороги министерству путей сообщения о приведении к окончанию работ на этой дороге на всем ее протяжении в 280 верст назначена была комиссия. Комиссия, заключив из свидетельствования Рыбинско-Бологовской железной дороги, что главный путь уложен хорошо, все сооружения построены прочно и тщательно из материалов должного качества, станционные помещения и жилые строения удовлетворяют назначению и удобны, водоснабжение обеспечено, главные мастерские оборудованы, телеграф в действии, подвижного состава для движения достаточно, мебель и другие принадлежности станционных контор находятся на местах, разрешила открыть движение по Рыбинско-Бологовской железной дороге с 4-го сего июня».
В справедливости этой публикации убедился и исполнявший обязанности министра путей сообщения граф, генерал-лейтенант Владимир Алексеевич Бобринский (1824-1898 гг.). В июне 1870 года он лично осмотрел новую дорогу.
Когда на дороге началось движение, мост через Волгу был временным, плавучим. Но уже через полгода В.А. Бобринский доложил императору Александру II о наличии постоянного моста:
«Сооружение это по колоссальности своей и отличному выполнению, особенно сборки железных частей, должно быть отнесено к числу самых замечательных построек России и что по засвидетельствованию строителя моста, французского инженера Ганселена, работы производились исключительно русскими мастерами и рабочими, каких по искусству и трудолюбию он редко встречал в других государствах Европы».
А.Б. КОЗЛОВ, сотрудник Рыбинского музея-заповедника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 672



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


− 1 = семь

Описание картинки