Домой Здоровье ЖИВАЯ МОЛОГА

ЖИВАЯ МОЛОГА

0

Свежий номер «Углече поле» можно просто полистать, чтобы представить, как выглядели затопленные Молога и окрестные села, кто там жил, чем занимался. Журнал наполнен интересными снимками, в том числе и теми, что прежде были недоступны широкой аудитории. Но гл

авное, пожалуй, что материалами послужили не только исторические факты, но и воспоминания людей, живших на Мологской земле. Собранные под одной обложкой рассказы показывают другую, живую и цветущую Мологу.
Житель хутора Ножевской Мологского уезда Павел Зайцев, вспоминая деревенское детство, описывает, какой плодородной была земля. Все богатства природы – речная рыба, лесные звери, ягоды и грибы, злаковые культуры – были доступны для мологжан. Жители не испытывали недостатка в хлебе, сеяли в основном яровую пшеницу, а также овес и ячмень. Ячмень шел для варки пива, а овес – для корма скота, особенно лошадей. Павел детально описывает посевную и свой первый рабочий день в 13 лет. Из таких рассказов-воспоминаний состоит его книга «Записки пойменного жителя».
Об иной стороне жизни – трагической – вспоминает мологжанин Сергей Куликов. Ежегодно доставляла проблемы река, выходившая в период половодья из берегов. Ярко запомнился автору год, когда подъем воды в реке был особенно велик. На глазах жителей от берега отламывались пласты земли шириной по два метра и с грохотом обрушивались в пучину. Под воду уходили заборы и сады расположенных вблизи домов, возникала угроза для хозяйств.
Историк Елена Павлова рассказывает о сицкарях — малой этнической группе, проживавшей на территории Мологи. Их немногочисленные потомки обитают сейчас в Брейтовском районе Ярославской области, территорию которого составляет часть земель исторического Мологского уезда. Их наименование, очевидно, произошло от названия реки Сить, где начиналось заселение мологских земель. Живя в отдалении от крупных административных центров, сицкари занимались различными промыслами и ремеслами, но славились как отличные плотники с уникальным стилем. Однако в начале 20 века сицкари стали уезжать в города, что привело к постепенной утрате их самобытности, культуры и языковых особенностей.
Мологу в контексте культурной жизни страны конца 19 — начала 20 века рассматривает историк София Ерохина. По ее словам, Молога была хоть и маленьким городом, но с богатой духовной жизнью. С 80-х годов 19 века в Мологе существовал музыкально-драматический кружок, позже реорганизованный в Общество любителей музыкального и драматического искусств. В 1900 году в городе открылось вольно-пожарное общество. Любопытно, что его члены вовсе не ограничивались помощью в тушении пожаров. Они были активными участниками общественой жизни: заливали катки зимой, внедряли кинематограф, создавали оркестры и библиотеки. В начале 20 века возникли так называемые дамские кружки, где женщины занимались пошивом белья, упаковкой лекарств для раненых и больных воинов, устраивали сборы денег, распространяли идеи санитарного просветительства.
Елена БОЙКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.