Культурные проблемы

20 февраля в Ярославской области официально открыли Год культуры. Деятели искусства, музыканты, библиотекари, педагоги, писатели и художники приняли участие в круглом столе на тему «Год культуры в Ярославской области. Что это значит для нас?» Свой ответ на этот вопрос искала «РН».

Нищие не духом

По словам Ирины Петровой, директора Рыбинского драматического театра, сфера культуры всегда финансировалась по остаточному принципу. Несмотря на то, что с Годом культуры у всех причастных к этой отрасли было связано много надежд, финансирование увеличили на 10% прибавкой к стимулирующему фонду заработной платы. Есть и первые приятные сюрпризы. На днях Рыбинскому драматическому театру выделили областные субсидии – 620 тысяч рублей, которыми можно распорядиться по своему усмотрению, потратив их на постановку нового спектакля или гастроли.
Но в целом Рыбинскому драматическому театру, занимающему по праву центральное место в культурной жизни города, приходится решать большую часть своих проблем самостоятельно. Переломным моментом в его жизни стал 2008 год, когда сократили 30% театрального коллектива – больше 40 человек.
— Конечно, тогда мы испытали шок, — вспоминает Ирина Петрова, — но нет предела человеческим возможностям. Понимая, что в стране денег не хватает, театру пришлось научиться жить по­новому, искать пути выхода, например, участвовать в грантах и искать людей, готовых оказать поддержку.
Так, один из спонсоров безвозмездно отвез актеров на гастроли, транспортные расходы при этом составили 100 тысяч рублей. Кроме того, у театра есть помощники, которые бесплатно дают ткани для пошива костюмов и краску для декораций.
Сейчас Рыбинский драматический театр подал в министерство культуры заявку на получение миллионного гранта для поездки на гастроли.
По словам руководителя, если брать во внимание себестоимость спектакля, то билет в рыбинский театр должен стоить 1600 рублей. Однако, чтобы он был доступен горожанам, премьеру сегодня продают за 350 рублей, а детский спектакль – за 150 рублей. Вдобавок к тому, что сборы со спектаклей не компенсируют расходы на постановку, с этих доходов еще приходится шить костюмы, делать декорации и нанимать дополнительных работников. Бюджетное же финансирование рассчитано только на зарплату основным штатным сотрудникам, оплату коммунальных платежей и земельного налога. На все остальное театр должен зарабатывать сам. Выделяемых средств на выполнение муниципального заказа также не хватает, даже на уровне себестоимости спектаклей.
Между тем, поводов гордиться Рыбинским муниципальным театром предостаточно. Сегодня его актеров приглашают на такие серьезные фестивали, в которых участвуют только избранные областные и федеральные коллективы. Так, с последнего фестиваля в Доме Островского рыбинцы привезли сразу четыре победы в номинациях: «Лучшая режиссура», «Лучший актерский ансамбль», «Лучшая женская роль» и «Лучшая роль второго плана».

Нет финансов – нет романсов

Нехватку финансов испытывают не только мастера сцены, но и начинающие творческие группы. В нашу редакцию регулярно обращаются самостоятельные коллективы с просьбой помочь найти спонсоров для поездки на тот или иной фестиваль.
Руководители коллективов говорят, что участие в конкурсах очень важно для развития, их воспитанники должны оценивать свой уровень и учиться у более профессиональных групп.
Так, детскому хору «Мелодия», состоящему из 35 человек, требуется 100 тысяч рублей, чтобы поехать в апреле на московский фестиваль. Если не найти спонсора, то расходы придется оплачивать родителям.
Еще один независимый танцевальный коллектив «Baby Dance», занявший первое место на областном чемпионате танцевальной лиги, не смог поехать на выступление в Суздаль. Родителям приходится скидываться не только на костюмы, но и на аренду зрительного зала ОКЦ или ДК «Слип», чтобы дети почувствовали себя на сцене и отрепетировали номер. Такие расходы семьи несут помимо ежемесячной оплаты занятий с педагогом. Поэтому поездки на конкурсы дальше Ярославля уже существенно бьют по семейному бюджету, особенно учитывая возраст танцоров, который требует сопровождения родителей. Аналогичная ситуация и у образцовых коллективов, подающих большие надежды танцоров и вокалистов, но в силу природной скромности и боязни лишиться последнего финансирования, сор из избы их руководители предпочитают не выносить.

Свои три копейки

По словам начальника управления культуры Марины Ворониной, финансирование сферы культуры на 2014 год, по сравнению с прошлым годом, стало больше. Прежде всего, за счет планового увеличения фонда заработной платы на 10% и повышения стоимости коммунальных услуг. Конечно, этого недостаточно. В ремонте нуждается драматический театр, а также дворцы культуры, музыкальные школы, библиотеки. Материально­техническая база требует большой финансовой поддержки бюджета.
— Я по своей должности и зову сердца защищаю сферу культуры и очень хочу, чтобы культура, особенно в ее год, финансировалась больше, — говорит Марина Воронина. — Конечно, хочется, чтобы наши культурно­досуговые учреждения были такими же красивыми и светлыми, как современные торговые центры. Я всегда говорю, что лучше сегодня потратить из бюджета три копейки с рубля на дворцы и школы, чем потом 10 – на тюрьмы. Но не надо забывать, что в Год культуры мы уже открываем большой новый информационно­библиотечный центр. Такое событие редко случается не только в нашем городе и регионе, но и по стране. Давайте порадуемся сегодня за это. Не стоит обижаться на власть, которой приходится распределять средства и между другими важными сферами: образованием, медициной, дорожным строительством. Нужно немного потерпеть и снова обратить внимание на наши проблемы. Для этого и разрабатывается новая целевая программа на 2015­2018 годы, в которой мы в цифрах фиксируем наши посильные пожелания.
Руководители творческих коллективов и родители детей часто упрекают управление культуры в том, что не получают ни копейки из бюджета. Понять их можно, ведь все поездки на конкурсы и фестивали приходится оплачивать семьям. Но начальник управления призывает относиться к этому с пониманием.
— 20­30 лет назад у нас был один фестиваль, на который невозможно было попасть, потому что нужно было пройти жесточайший отбор, сейчас конкурсов бесчисленное множество, и на них делают бизнес, — объясняет Марина Воронина. — Естественно, что руководители творческих коллективов хотят посещать эти фестивали, но выделить деньги на все конкурсы просто невозможно. Поэтому мы выбираем один достойный фестиваль и один коллектив, который можем профинансировать.
Кроме того, в Рыбинске уже четыре года подряд устраивают собственный престижный фестиваль «Славься, Отечество!» В город приезжают сильные коллективы разных регионов страны, в среднем участвуют порядка 2,5 тысячи человек. Общения и «соревновательности», по мнению Марины Ворониной, предостаточно. Кроме того, в Рыбинске часто проходят хоровые фестивали международного уровня. Много конкурсов можно посетить и в областном центре, который находится в доступной близости.
По твердым убеждениям Марины Ворониной, несправедливо говорить, что бюджет ничего не дает для развития творческих коллективов. За счет бюджета оплачивается содержание учреждений культуры, и это достаточно серьезная сумма. Порядка 10­15 млн рублей в год расходуется на зарплату руководителей творческих коллективов и обслуживающего персонала, оплату коммунальных услуг. Кроме того, дворцы культуры пытаются и сами зарабатывать деньги, чтобы приобретать костюмы для выступлений и музыкальные инструменты. Поэтому, если родители отдают своего ребенка в творческий коллектив, нужно понимать, что свой семейный вклад придется внести.

Олеся САГИТОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 2 391



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


× 4 = восемь

Описание картинки