Формула стартапа: не жди, не бойся, не жалей

Говорят, в России невозможно вести бизнес. Говорят, все ниши уже давно и прочно заняты. Еще говорят, что банковские кредиты для предпринимателей недоступны, а все, что связано с лицензированием, окутано чуть ли не государственной тайной.

Впрочем, говорят о проблеме, как всегда, больше, чем она существует на самом деле. Вот, например, сколько раз вы слышали, как стонет под гнетом налогов бедный рыбинский предприниматель, а затем, скромно потупив взгляд на выходе из нового джипа, открывает очередной магазин? Или, вдоволь наплакавшись на плече чиновника по поводу отсутствия государственной заботы о его драгоценном бизнесе, бодро идет в банк и берет кредит под любые проценты. В общем, говорят одно, делают другое. И делают, оказывается, не только те, кто начал свой бизнес в лихие девяностые, когда капиталы приобретались так же легко, как впоследствии рушились и приобретались заново.

Можно ли сегодня открыть новое дело в Рыбинске? Насколько трудно найти именно ту нишу, в которой еще есть резерв потребления? Забегая вперед, скажем: можно. Надо только напрячь свою фантазию и попытаться выделиться чем-то оригинальным из общего ряда конкурентов. И тогда даже традиционные услуги могут стать востребованными, товары — покупаемыми, а бизнес если не процветающим, то с вполне определенной перспективой.

IMG_0168
Имя мастера — «Багет Багетыч»

— Я амбициозна, — говорит о себе Наталья Золоткова. — Я не могу позволить себе топтаться на месте и получать маленькую зарплату.

У Натальи два высших образования. Она — школьный учитель и психолог. Окончив санкт-петербургский вуз, она несколько лет отработала в рыбинской школе. Но в начале девяностых, когда зарплата стала символической, ушла из образования. Некоторое время сидела с ребенком дома. А потом обнаружила в себе творческие наклонности.

— Заинтересовалась оформительской работой, окончила дизайнерские курсы, съездила на мастер-классы и семинары и в 2011 году впервые начала предлагать услуги по багетному оформлению, сначала — в компании единомышленников, а сейчас самостоятельно, — вспоминает Наталья.

Можно ли делать деньги на багетах? Кажется, простенькие деревянные и пластиковые рейки, которые вполне можно купить в любой фотомастерской по размеру, цвету, форме и разумной цене. Хочешь — зеленый, хочешь — синий, любой подходящий вашим обоям на домашних стенах и мебельной отделке. Ну, какие деньги можно сделать на фоторамках?!

Оказывается, можно, и неплохие. Правда, не на фоторамках, а все-таки на багетах, и не абы каких, а профессионально подобранных к картине, вышивке, фотографии.

В октябре прошлого года Наталья Золоткова зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, получила небольшой грант центра занятости на открытие собственного дела — около шестидесяти тысяч рублей, два месяца назад арендовала помещение на углу Волжской набережной и улицы Гоголя и повесила на входе вывеску — «Багет Багетыч» — собирательный образ русского умельца, профессионального, доброго и уважаемого.

— Вы удивитесь, но основные мои клиенты — это вышивальщицы, — рассказывает Наталья. — Я сама поразилась, насколько в наше время развита индустрия рукоделия. Приносят картины, вышитые крестиком, бисером, лентами. Живописи гораздо меньше. Ну, и, конечно, фотографии, в основном, с торжественных событий.

«Подсесть на швейную иглу» может и пенсионерка, и студентка — любой, кого увлекает долгая кропотливая работа. На стенах уютного, очень женского офиса Натальи, действительно, в основном вышивки. Простенькие, почти детские картинки, профессиональные художественные произведения, иконы из бисера.

— Порой такие шедевры приносят — залюбуешься, — рассказывает Наталья. — Довелось оформлять вышитую крестиком картину, над которой вышивальщица работала два года. Там такие мелкие крестики, что их практически не видно, полотно, скорее, похоже на тканый гобелен. И каждым крестиком мастерица дорожит.

Такие произведения передаются из поколения в поколение. Их с гордостью демонстрируют гостям и дарят самым дорогим близким. Но чтобы вышитая на мягкой основе картина приобрела законченный вид, нужна рама — багет, который защитит ее от света и пыли, подчерк- нет достоинства, а самое главное — не навредит.

— В современном художественно-оформительском деле большое внимание уделяют тому, чтобы сохранить произведение, не повредить ему, — Наталья показывает, как аккуратно крепится к раме полотно. — Мы не используем ни металлических скобок, ни агрессивных клеев. Мастерицы в любой момент могут снять багет без ущерба для полотна и оформить картину заново.

Само оформление — дело вкуса либо владельца картины, либо Натальи. Сегодня она — профессиональный дизайнер, и в своей работе учитывает и тему картины, и сочетание цветов и материалов, и интерьер помещения, для которого картина предназначается. При этом она следит за современными тенденциями в оформительском искусстве, поскольку часто бывает на профессиональных форумах, семинарах и мастер-классах.

В мастерской «Багет Багетыч» трудятся два человека. Помимо Натальи, которая занимается дизайном, здесь работает мастер. Специальные станки позволяют ему натягивать на основу мягкое полотно, резать длинные рейки багета, крепить паспорту и стекло. Вариантов оформления — множество. Одна стена в офисе «Багета Багетыча» целиком увешена образцами. Но Наталья намерена расширять ассортимент, когда финансы позволят, в конце концов, два месяца — не тот срок, когда можно подводить итоги.

— Еще хочу приобрести компьютерную программу, которая поможет заказчику увидеть, как будет выглядеть его произведение после оформления, — говорит Наталья. — Дорого, конечно, около миллиона рублей, но очень нужно для работы. Далеко не каждый может четко представить себе, что он хочет получить в конечном счете. А здесь можно сразу выбирать из нескольких вариантов. Ничего, вот подрастем и купим.

…Два слоя паспорту, стекло, тонкая рамка — и маленькая вышивка с лошадьми как по волшебству становится завершенной картиной. Наталью не пугают трудности работы частного предпринимателя — глаза боятся, руки делают. Она не боится экономических проблем — под лежачий камень вода не течет. Она обязательно привезет в «Багетыч» — так называют салон постоянные клиенты — новые образцы паспорту и багетов, расширит мастерскую, «подрастет» и купит за миллион компьютерную программу.

Что в этом деле обеспечивает путь к успеху? Амбиции человека, свободный рынок, умелое ведение бухгалтерии? Наталья считает, что самое главное — это умение работать с клиентами. Ее любят, ей доверяют, поэтому круг заказчиков постоянно растет. А значит, растет и «Багет Багетыч».

IMG_0229
«Панацея» от болезней и безденежья

Три месяца для жизни предприятия — срок слишком малый, чтобы делать выводы и подводить итоги. Но за это время вполне можно предсказать, насколько жизнеспособен бизнес и сможет ли он преодолеть трудности стартапа и двинуться дальше.

Медицинский центр «Панацея» на улице Зои Космодемьянской работает всего три месяца. Но обдумывалось все долго и серьезно. ООО «Панацея» было зарегистрировано около двух лет назад. Затем — покупка на аукционе помещения, ремонт, приобретение медицинского оборудования, оформление лицензии — все это занимает много времени, сил и денег. Последних у учредителей не хватило, и они привлекли банковский кредит.

— Конечно, искали банк, где выгоднее условия, — вспоминает Мария Митякина, врач-отоларинголог и один из собственников «Панацеи». — Необходимость платить проценты не испугала, все равно деньги нужно было где-то занимать. Помещение, ремонт, оборудование — все это дорого стоит.

Организационная работа легла на плечи директора Елены Кудряковой. Выяснилось, что она не только хорошая операционная медсестра, но и отличный организатор. Административная работа стала сегодня для директора основной, а для того чтобы стать настоящим профессионалом, она в свои почти 40 лет поступила в РГАТУ на экономику.

Лицензирование — головную боль любого медицинского учреждения — «Панацея» прошла без проблем. Мария Митякина считает, что только потому, что очень серьезно отнеслись к оформлению документов и подготовке центра. Но в результате «Панацея» может не только вести прием взрослых больных, но и оказывать помощь детям, и даже выдавать больничные листы.

— Этого многие не знают, но частная медицина имеет право отправлять людей на больничный точно так же, как и государственная, — Мария Митякина убеждена, что нужно тщательно изучать законы и получать лицензию, в которой прописаны все необходимые людям услуги.

Сегодня в «Панацее» ведут прием пульмонолог, отоларинголог, диетолог, ревматолог, терапевт и кардиолог — вместе со средним медицинским персоналом 11 человек. Все кабинеты оборудованы необходимой медицинской техникой для диагностики заболеваний и проведения процедур.

Из уникального для города оборудования можно назвать аппарат УЗИ придаточных пазух носа, который, в отличие от рентгена, можно использовать для постановки диагноза детям, беременным женщинам и кормящим матерям, аппарат для тимпанометрии — исследования функций среднего уха, степени поврежденности барабанной перепонки и проводимости слуховых косточек.

Диетолог — отдельная гордость «Панацеи». Во-первых, врач-диетолог обучен не только работе с гипертониками, диабетиками и всеми, кому необходимо наблюдать за своим весом, но имеет сертификат, который позволяет заниматься со спортсменами.

— Те, кто занят спортом, зачастую назначают себе диету самостоятельно, — говорит Мария Митякина. — Она, конечно, может помочь нарастить мышцы, но для того чтобы не нанести вреда здоровью, лучше проконсультироваться у диетолога. Кроме этого, мы помогаем тем, кто болен анорексией — расстройством приема пищи на фоне желания похудеть. Такими больными занимается не только диетолог, но и невропатолог.

В планах «Панацеи» — дополнительное оборудование для диетологии. Мария Митякина мечтает для себя о специальном ЛОР-комбайне — оснащенном всем необходимым для диагностики и лечения комплексе отоларинголога. Для кардиолога помимо имеющегося прибора ЭКГ предполагается приобрести холтеры для суточного мониторирования работы сердца.

В «Панацее» считают, что цены здесь доступные. Первичный прием специалиста стоит 500–600 рублей, дальнейшие — дешевле. Стоимость процедур и обследований зависит от сложности их проведения и стоят от 50 рублей до нескольких сотен. Готовы ли больные платить за диагностику и лечение?

Мария Митякина — отоларинголог с 13-летним стажем работы, считает, что должен быть выбор. Сама она до сих пор работает на четверть ставки в поликлинике больницы №6. Не потому, что не уверена в успехе «Панацеи». Просто больше в госучреждении работать некому, все отоларингологи уже уволились, а пациентов она бросить не может.

— Врачи уходят из государственной медицины не только из-за низкой зарплаты, — рассказывает Мария. — За все тринадцать лет, что я работала в поликлинике, ЛОР-оборудование ни разу не меняли. Нагрузки на медиков очень высокие. Я проводила одновременно профосмотр и прием больных и принимала за день до 80-ти человек. При этом вместе с платными услугами зарплата у меня была около 14 тысяч рублей. А ставка врача — 6800 — это те деньги, на которые может рассчитывать выпускник вуза без стажа.

Может быть, будь в государственной медицине приличная зарплата и хорошее оборудование, Митякина не ушла бы из поликлиники. С другой стороны, есть люди, для которых важен не только доход, важна свобода действий и выбор решений. А если к этим человеческим качествам добавить умение считать на некоторое время вперед, отсутствие панической боязни кредитов и оптимистичную уверенность в успехе, наверное, можно попробовать открыть свое дело. Хотя, и этого мало. Один из факторов успешного бизнеса — это, конечно, кадры, специалисты, квалифицированные работники.

DBOJDSHpKIs
Кофейня «Братья Люмьер» — для избранной публики

Общепит — дело серьезное. Судя по тому, сколько предприятий общественного питания закрываются, не успев открыться, этот бизнес требует особых условий. А высокая конкуренция в среде кафе и ресторанов предполагает некую уникальность. Кухня, дизайн, качество обслуживания — все здесь имеет значение. И если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, посетители обойдут заведение стороной. И уютно устроятся там, где красиво, вежливо и вкусно.

Тем не менее, из любого правила существуют исключения, когда отсутствие, например, кухни компенсировано избытком философии. По такому пути пошли собственники кофейни «Братья Люмьер», предпочтя традиционную сытость посетителей созданию духовной атмосферы.

— Это место для творческих людей, — говорит о своей кофейне директор и один из владельцев предприятия Алексей Тюлькин. — Для музыкантов и фотографов, любителей литературы, поэзии, кино.

Александру 33 года. Он окончил речное училище, работал в различных сферах бизнеса, но собственное дело открыл впервые. Конец лета — начало осени прошлого года стало для него и его друзей жарким временем. Они зарегистрировали предприятие «АТРИ» — Алексей и два Александра, взяли в аренду помещение на улице Гоголя, сделали ремонт и 1 декабря открыли кофейню «Братья Люмьер».

Сегодня здесь можно выпить чашку кофе или чая, перекусить сладким десертом. Еще здесь есть пиво.

— Но только брендовое и дорогое, — говорит Алексей Тюлькин. — Мы бы не хотели, чтобы в нашей кофейне обосновались любители алкоголя.

Охотники до высоких градусов обходят кофейню стороной — ни тебе выпить, ни закусить. Зато здесь уютно устраиваются те, кому нужно спокойное место для встреч и переговоров, кто хочет быстро подкрепиться кофе, пробегая мимо по делам, немного отдохнуть с чашкой чая от суеты рабочего дня. Но основная публика «Братьев Люмьер» — это творческая молодежь. Здесь собираются молодые музыканты со своими друзьями, любители кино, литературы, поэзии. Они общаются, демонстрируют свое творчество, читают стихи и смотрят кино. А работами начинающих фотографов увешаны все стены кофейни.

0Dvq3xLxY4s

— Мы с самого начала поставили перед собой задачу создать площадку для общения творческой молодежи, — рассказывает директор. — Где может показать свои работы фотограф-любитель? Разве что под лестницей в музее, и то нужно пройти жесткий отбор. Мы же даем возможность показать свое творчество публике. Да, публика эта ограничена стенами кофейни. Но для молодых исполнителей музыки и фотохудожников небольшая аудитория — уже неплохо.

Конечно, стены «Братьев Люмьер» — не для всех музыкантов и не для каждого фотографа. Импровизированный кастинг проводят сами владельцы. Музыка должна быть интеллектуальной, приветствуется джаз, блюз и рок. И фотографии должны нести смысл, а не отражать мелкие семейные моменты.

Здесь уже успели собраться любители кино из «Современника» во главе с Борисом Крейном, поклонники чайных церемоний с известным в городе музыкантом Владимиром Хробыстовым. Молодые литераторы провели здесь вечер поэзии, посвященный Анне Ахматовой. И теперь среди фотографий на стенах висят их рисунки — иллюстрации к произведениям великой русской поэтессы.

Уютом в кофейне занимались сами собственники. Дизайн — это идеи Алексея Тюлькина, воплощение — дело рук друзей и добровольных помощников. И результат того стоит. Достаточно сказать, что в заведении — целая коллекция старых проигрывателей и фотоаппаратов, полное собрание произведений Чайковского на вышедших из массового употребления виниловых пластинках, книги и журналы, которые можно почитать прямо в кофейне, а можно взять с собой, оставив на полке взамен другую интересную для посетителей литературу.

Еще здесь есть проектор для демонстрации фильмов и слайдшоу, уютные огороженные местечки с диванчиками, несмотря на небольшое пространство. Каждый закуток здесь открывает что-то новое. И даже в туалете, простите за интимные подробности, прищепленные на бельевую веревку, висят фотографии уборных, сделанные в разных странах мира, которые вместе с необычным освещением и зеркалами создают эффект будуара.

Впрочем, описывать интерьеры — дело неблагодарное. А вот деньги считать — это для стартапа в самый раз.

— В общей сложности вложили меньше миллиона рублей, — говорит директор. — Это включая оформление разрешительных документов, закупку оборудования, ремонт помещения. Кредиты не брали, обошлись своими силами.

Теперь эти «свои силы» требуют отдачи. Пока кофейня прибыли не приносит, но и убытками не расстраивает. Однако развитие — непременное условие любого успешного бизнеса. Организовывать кухню руководители не планировали изначально, а вот разогрев полуфабрикатов сегодня в планах кофейни. Ну, и привлечение новых посетителей.

…У Алексея Тюлькина в «плюсе» — опыт работы поставщика в различные кафе и рестораны Рыбинска. Еще у него была оригинальная идея, которую поддержали друзья. В «минусах» — ограниченность финансов и сложности оформления документов, которые кофейня пока до конца так и не преодолела. Ну, и еще у него трое детей и жена, требующие внимания и времени. С последним у Алексея плохо, времени на все не хватает, и кафе становится вторым домом. А семья… Семья все решает просто: когда дети начинают скучать по главе семейства, они просто приходят к папе на работу, в кофейню «Братья Люмьер».

Советы профи

Стартап — это тяжелая и трудная деятельность, но в то же время это самый большой драйв в жизни после секса. Так говорят те, кто накопил свою историю провалов и успехов. И сформулировал правила, позволяющие пройти этот сложный путь более легким способом.

Проверьте себя и инвестора на совместимость

Деньги — это важная вещь, но будьте аккуратны с ними и правильно выбирайте источник. Поскольку большинство инвесторов могут забрать у вас часть предприятия, можно сказать, что в течение всего периода существования стартапа вы будете «женаты» на них. Поэтому своего инвестора лучше любить. Заранее проверьте, подходите ли вы друг другу. Если у вас есть какие-либо сомнения по этому поводу — откажитесь от сделки.

Никогда не действуйте в одиночку

Большинство индивидуальных стартапов проваливается — об этом говорит статистика. Вам нужно иметь сильную команду сооснователей. Не начинайте проект, если у вас нет специалистов именно в той деятельности, которую вы намерены развивать. Не считайте людей в стартапе наемными работниками. Они — сооснователи и партнеры в вашем общем деле, и относиться к ним стоит именно так.

Не факт, что топ-менеджеры помогут

Нельзя считать, что топ-менеджеры крупных компаний по умолчанию являются великими предпринимателями или менторами. Крупный бизнес и стартап — абсолютно разные вещи. Также не стоит быть уверенным, что советчик из интернета поможет вам легко выйти на инвесторов или партнеров.

Восторгайте!

Ваша обязанность как основателя проекта — сделать так, чтобы люди были в восторге от вашего продукта или услуги. Вам нужно быть страстным, активным и зажигательным. Чем больше вы рассказываете о себе и своем проекте на публике и в СМИ, тем проще будет убедить всех, что вы круты. Всегда проверяйте результат рекламы в СМИ, смотрите на реакцию, слушайте, получайте отзывы, учитесь на ошибках, улучшайте продукт. Вы должны вдохновлять людей на работу с вами или на вас, на использование продукта и на инвестирование в проект.

Делайте все быстро или закрывайте лавочку

Идеи ничего не стоят, пока они не реализованы.

Не стесняйтесь сказать, что затея провалилась

Поставьте перед собой четкие цели с самого начала. Делайте несколько подходов, прислушивайтесь к отзывам клиентов, переделывайте и тестируйте услугу или продукт, пока не добьетесь нужных показателей. Но если спустя 6 месяцев вы не добьетесь никаких результатов, остановитесь. Провал — это тоже норма для стартапа. Не бойтесь и не стесняйтесь его. Чтобы достичь больших результатов, будьте готовы к провалу каждый раз, когда рискуете.

Иван Зарубин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 434



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


− четыре = 0

Описание картинки