Домой Форсайт Рыбинск в деталях

Рыбинск в деталях

0

Мы проходим по улицам, редко поднимая глаза выше окон первых этажей, скорее, даже лучше зная дорогу под ногами, чем окружающие нас здания.

Конечно, мы знаем Рыбинск, его историю и все основные достопримечательные места. Но сколько пропадает вокруг нас деталей, которые мы не видим! Мимо которых мы проходим, не цепляя взглядом и памятью. И они теряются в прошлом. Иногда насовсем, погибая вместе со вчерашним днем и прошлогодним летом. Это не наша вина. Просто без внимания и заботы погибают не только дома и дороги. А мы в суете ежедневных событий можем даже не заметить, как уходят вместе со временем детали…

Сумерки богов

Гипсовая скульптура считается уникальным явлением в советской художественной культуре. Особую популярность в СССР она получила в 1950–1960-е годы. Сюжеты обычно иллюстрировали советские идеалы: гордый пионер, юный мальчик с горном, спортивная девочка с мячом. Общим именем для безликой скульптуры «гипсового соцреализма», которыми украшали парки культуры и отдыха, стало название «девушка с веслом».

Чаще всего такого рода гипсовые копии делали со скульптуры Ивана Шадра, автора восьмиметровой статуи собирательного образа советской спортсменки, выполненной из тонированного бетона. Этому произведению и выпала сомнительная честь дать название такого рода искусству — «девушка с веслом».

Однако сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений скульптора, выполненное в 1936-м году. В том, что оригинал забыт, но живет память о его бездарных копиях — пресловутых декоративно-парковых поделках, вины автора нет. Если только не считать дурным примером то, что их рождению невольно посодействовал сам скульптор: Иван Шадр первым установил свою восьмиметровую бетонную «Девушку с веслом» не в зале музея, а «на улице», в московском ЦПКиО имени Горького. Шадр был убежден, что скульптуры должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасного» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни.

Так была открыта широкая дорога гипсовым юношам в спортивных трусах, шеренгам пионеров с горнами и знаменами, атлетическим девушкам с мячами, веслами и прочими атрибутами спорта и советского образа жизни.

Естественно, и рыбинские парки и скверы были украшены всевозможными вариациями на тему шадринского шедевра. Некоторые, побитые временем и людьми, до сих пор стоят в разросшихся кустах и на бывших клумбах.

Петровский парк, некогда родовая усадьба дворян Михалковых, один из старейших зеленых уголков Рыбинска. В советское время здесь установили гипсовые фигуры юного горниста, девушки с веслом, пионеров со знаменем, девушки с кукурузой.

Особняком стоит гипсовый памятник Валерию Чкалову. Он — единственный сохранившийся целиком, без потерь и утрат. Очевидно, уважение к знаменитому советскому летчику-испытателю защитило памятник от рук вандалов. Рыбинск — город авиаторов, и память о человеке, совершившем в 1937 году первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в американский Ванкувер, не удивляет.

Чкалов

Памятников Чкалову в России не счесть. Многометровые, бронзовые и мраморные, установленные на центральных площадях и высоких холмах, они потрясают воображение своей монументальностью. Рыбинский Чкалов скромен и невелик — гипс и полтора человеческих роста. Стоит он в Петровском парке почти 60 лет. А гипс, как известно, далеко не самый долговечный материал для скульпторы. Но, как выяснилось, и гипс живуч. Была бы память и уважение к истории, личностям и событиям.

Иная судьба у остальных «девушек с веслом» из Петровского парка. Местные жители говорят, что «юного горниста», правда, уже без горна, еще можно найти в зарослях крапивы. «Знаменосцы» и «спортсмены» утеряны безвозвратно. Памятником хрущевскому периоду осталась лишь «Девушка с кукурузой». Сельхозкультура, не имеющая в наших широтах перспектив в промышленном масштабе, тем не менее, сохранилась в гипсе. Самой девушке повезло меньше. Но поскольку слава Венеры рыбинскому образцу «гипсового соцреализма» не грозит, вряд ли кто-то из посетителей парка будет горевать над побитым временем символом советской молодежи образца шестидесятых прошлого века.

Ретро-ТВ: телебашня в Рыбинске

_dsc9644_edit

Сегодня, включив телевизор, мы выбираем программу из десятков и сотен телевизионных каналов. А до недавних пор их считали единицами, и единственным способом подачи телевизионного сигнала зрителям была эфирная передача, когда изображение по выделенным частотам передавалось от одной телебашни к другой, дальше — на антенны, которыми были усыпаны крыши жилых домов, и — на телевизоры.

Рыбинская история этой стальной решетчатой конструкции началась в 1955 году, когда строилась государственная радиорелейная линия от Москвы до Ярославля. В Рыбинском горкоме партии были собраны руководители предприятий города. Перед ними стоял вопрос: может ли город своими силами построить телевизионную башню и приобрести нужное оборудование? Оказалось — может. В 1957 году протокол партийной конференции констатирует: «По инициативе моторостроительного завода и при активном участии заводов судостроительного, полиграфзавода, судоверфи им. Володарского, завода дорожных машин в городе построена и введена в эксплуатацию ретрансляционная телевизионная станция».

Тогда рыбинцы могли смотреть только передачи Ярославского телецентра, образованного годом раньше. В 1965 г. началось строительство радиорелейной линии «Ярославль — Рыбинск». В конце 1966 г. линия была принята в эксплуатацию, что дало возможность телезрителям Рыбинска смотреть и центральные, и ярославские программы.

Ажурная башня высотой 82 метра была построена на городской территории. Уже позже ее со всех сторон окружил моторостроительный завод. И сегодня телебашня, или РРС — радиорелейная станция, являясь структурой государственного предприятия «Ярославский радиотелевизионный передающий центр», стоит за забором НПО «Сатурн». Место выбрано оптимальное: центр города, самая высокая точка в Рыбинске. Это важно, поскольку расстояние передачи телевизионного сигнала зависит не только от мощности передатчика, но и от высоты подъема передающей антенны.

У основания башни — помещения, где расположены и обслуживаются передающее и принимающее оборудование. Снизу сигнал по кабелю поступает на антенну, расположенную на максимально возможной высоте. Так вещают в Рыбинске телеканалы «Культура», «Петербург-5 канал», ТВ-3, несколько радиостанций. Остальные программы город получает с телемачты в поселке Волга, которая значительно выше и современней рыбинской.

Рыбинская телебашня — далеко не самое мощное сооружение. Она проигрывает своим «сестрам» в высоте (Останкино — 540 метров, мачта в поселке Волга — 331 метр, башня в поселке Дубки — 265 метров). Эксплуатационные характеристики нашей башни достаточно низкие — она считается старой и не рассчитана на дополнительные нагрузки. Работники ОРТПЦ регулярно проводят осмотры металлической конструкции. Подняться на башню можно только по лестнице — лифты не предусмотрены. Те, кто добирался до самой вершины, говорят, что Рыбинск с такой высоты выглядит потрясающе красиво. Если, конечно, простирать свой взгляд за пределы промышленных зон…

Обронзовев­ший Николаич

сантехник1
Осенью 2009 года рыбинское монументальное искусство сделало широкий шаг навстречу народу. На территории МУП «Водоканал» появился памятник представителю одной из самых востребованных и отнюдь не элитарных профессий — водопроводчику.

Чем водопроводчик не герой нашего времени? — решило руководство «Водоканала» накануне празднования 110-летия предприятия, по пионерской методике собрало металлолом на широких просторах своего хозяйства и заказало проект памятника начинающему скульптору. Само изваяние отлили из бронзы тоже в Рыбинске, в авиационно-технологической академии. Так дешево и сердито появился в городе бронзовый укротитель сточных вод, сразу прозванный в народе «памятником половинке водопроводчика».

Среди прочих подобных скульптурных изваяний сантехников, коих в России и в мире насчитывается порядка пятидесяти, рыбинский водопроводчик выделяется тем, что имеет прототипа. Обронзовевшим Николаичем с некоторых пор зовут коллеги начальника канализационного участка Вячеслава Порунина. За кадром осталась история, как позировал Николаич: в канализационном люке или в мастерской, в рабочей форме или при галстуке. Но говорят, живой Порунин и бронзовый водопроводчик — одно лицо. Однако на «Водоканале» подчеркивают: памятник воздвигли не конкретному человеку, а всем легендарным укротителям сточных вод.

Для выпускника рыбинской художественной школы, 25-летнего инженера-технолога Александра Хмелева памятник водопроводчику стал скульптурным дебютом. До заказа «Водоканала» он писал картины: пейзажи, портреты, жанровые сюжеты. Известность пришла к Александру вместе с открытием памятника, и сегодня он намерен сделать в искусстве настоящую карьеру.

Так один памятник открыл Рыбинску сразу две «звезды»: заслуженного работника водопроводно-канализационного хозяйства Вячеслава Порунина и будущего знаменитого живописца Александра Хмелева.

Отдельная тема — крышка под бронзовой рукой. Слава люков Любарского ей, конечно, не грозит, но где еще увидишь закатанного в асфальт над канализационными стоками двуглавого российского орла, как не в славном Рыбинске!

Ну, и конечно, с бронзовым водопроводчиком сразу связали городскую легенду: если обнять фигуру бронзового человека, весело выбирающегося из канализационного люка, все бытовые проблемы обойдут вас стороной. Правда, сделать это можно только в рабочее время, поскольку памятник находится на охраняемой территории «Водоканала». Но если есть желание раз и навсегда избавиться от коммунальных неприятностей, всегда можно найти способ попасть к рыбинскому Николаичу в бронзовые объятья.

Юлия Муратова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.