Домой Форсайт Рыбинск в деталях

Рыбинск в деталях

0

Вот ходишь ты каждый день мимо дома. И видишь, что он красивый. Но что создает эту красоту? Какие детали, какие архитектурные формы, какие украшения?

А вот городская скульптура. Она несет в себе сразу несколько идей. Она хранит память о человеке, его делах и его наследии. И одновременно развлекает городскую среду, отрывает ее от повседневности, украшает пейзаж.

Рога изобилия

Символ богатства и процветания — рог изобилия — пришел к нам из древнегреческой мифологии. Чудесный рог козы Амалфеи, которая вскормила своим молоком младенца Зевса. По преданию, когда однажды коза случайно обломила себе рог, громовержец подарил рогу чудодейственную способность наполняться тем, что пожелает его владелец.

рог-изобилия

И есть на Олимпе богиня счастливой судьбы — это богиня Тюхэ (в римской мифологии — Фортуна). Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи сыплет она дары людям. Счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ. Но как редко это бывает!

В Рыбинске есть место, где каждый может встретить Фортуну. Это пятый дом на улице Герцена, бывший особняк Тюменевой-Савич, построенный в первой половине 19-го века по проекту Карло ди Джованни Росси в стиле позднего классицизма. Принадлежал он дворянину, уездному врачу, гласному городской Думы В.Н. Савичу и его жене из купеческого рода Тюменевых.

Дом с каменными воротами и флигелем составляли единый ансамбль.

Поздний классицизм или ампир называют стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. В какой-то степени это утверждение иллюстрирует особняк Савич-Тюменевой.

Первый этаж дома лишен архитектурных украшений. Второй украшен лепниной: изображением женского лица в обрамлении двух рогов изобилия, раструбы которых переполнены земными дарами.

Долгие годы этот дом был в Рыбинске известен как «санитарно-оздоровительное» учреждение Управления внутренних дел — вытрезвитель. Ирония судьбы или парадоксальные контрасты? Щедрая Фортуна, предлагающая людям все мыслимые дары, и нарушители общественного порядка, которым так мало нужно из всех даров судьбы.

В обнимку с поэтом

Все новое традиционно вызывает сначала протест и недоумение, затем — удивление и, порой, восхищение, и только потом — привычное равнодушие. Именно так складывалась судьба памятника поэту Льву Ошанину. Он был открыт 4 августа 2003 года, в праздничный День города, на смотровой площадке Волжской набережной. И сразу заслужил потоки ироничной критики.

Автора памятника — скульптора из Таджикистана Махмуда Нурматова — называли дерзким и наивным. По его словам, для создания образа поэта он прочитал несколько стихотворений, и этого якобы хватило для эскиза будущей скульптуры. Говорили, что бронзовый Ошанин совершенно на себя не похож, что стоит он не на подобающем знаменитости месте…

P1000485
Но дискуссии отшумели, и очень скоро памятник устойчиво вписался в городской пейзаж и стал излюбленным объектом фотоэтюдов и непременным участником массовок. Редкий турист уезжает из Рыбинска без фотографии в обнимку с Ошаниным. С ним полюбили «советоваться» молодожены, его начали обнимать дети и старики, особый ажиотаж вокруг него устраивали местные и заезжие байкеры. У школьников появилась примета: если потереть бронзовые туфли поэта, обязательно повезет на экзамене. И в результате этого ритуала именно туфли стали самым чистым и ярким местом памятника. А однажды у поэта украли плащ, и местные стражи правопорядка приложили немало усилий для того, чтобы найти и вернуть бронзовую пропажу. И уже через несколько лет после открытия этот симбиоз городской жанровой скульптуры и памятника знаменитому человеку был признан лучшим памятником Поволжья. А скульптор Нурматов получил премию Ярославской области.

Говорят, что развлекать публику никогда не было амплуа нашего земляка, поэта Льва Ошанина. Обронзовевший — а такого, как опять же говорят его поклонники, с ним никогда не случалось при жизни — он будто оправдывается за свой талант. Будто виноват, что так удачно сложилась его поэтическая судьба, что так самозабвенно любил его народ на всем партийном пространстве СССР.

Как и о любой яркой и одаренной личности, об Ошанине говорят по-разному и до сих пор. Но это уже не имеет никакого значения. Потому что в памяти поклонников лирической и патриотической поэзии остались пронзительные «Дороги», «Течет Волга», «Солнечный круг».

Как порой в песках теряют реки
Воды обмелевшие свои,
Так бывают люди-человеки,
Что живут на свете без любви.
Маленьким желаньям не переча,
Раз в неделю тепленькая встреча…
Впрочем, и жениться могут тоже –
Просто с кем-то разделить жилье,
Пухлое, супружеское ложе…
А любовь? Любовь сюда не вхожа,
Здесь вовек и не было ее.
Слышат все на свете запятые
И не слышат сказок и поэм —
Хитренькие, тусклые, скупые
И не уязвимые ничем.
Что сказать такому человеку?

 

Всему место найдется

Эту скульптуру в Рыбинске в подробностях рассмотреть трудно, несмотря на то, что высота ее 11 метров. Пьедестал-обелиск возносит фигуру еще на 28 метров ввысь. В народе его называют ласково — «Карлсон». Наверное, потому, что самая выдающаяся деталь памятника — это авиационный трехлопастный винт. Его держит в руках рабочий-моторостроитель — олицетворение трудовых подвигов рыбинцев в годы Великой Отечественной войны.

У памятника нелегкая судьба. Собственно, и памятником в чистом виде назвать это сооружение можно с натяжкой. Скорее, мемориальный комплекс, состоящий из нескольких сюжетов: Аллея Славы, Вечный огонь, черная гранитная стена памяти, обелиск и моторостроитель. Все вместе носит название «Огонь Славы».

Сегодня мемориал, несмотря на явную эклектичность, смотрится единым целым — глаз привыкает к любым, даже самым необычным пейзажам. А когда-то, в момент открытия, которое состоялось 9 мая 1967 года, обелиск был просто высоким столбом из нержавеющей стали, который венчала скошенная площадка. Десять лет горожане привыкали к такой форме памяти боевым и трудовым подвигам рыбинцев. И когда в 1977 году, в честь 200-летия Рыбинска, на обелиск водрузили фигуру с пропеллером, народ воспринял ее неоднозначно.

Конечно, памятник изменился. Пропала скошенная площадка, вместо нее появились стилизованные самолетные крылья. И уже на ней встала скульптура, выполненная московским художником Г.Н. Постниковым, — автором «Эры космоса», что у центральных проходных НПО «Сатурн».

0_798e3_89c21ca0_orig

Горожане новшество одобрили не сразу. Говорили, что фигура портит строгость и лаконичность мемориала. Что по законам физики человек не может держать в вытянутых руках столь тяжелый предмет так, как держит его рабочий. Еще говорили, что не только моторостроители ковали победу в тылу…

Но любые разговоры рано или поздно надоедают и прекращаются. И сегодня уже трудно представить себе обелиск пустым сборно-металлическим столбом, не оседланным воплощением самоотверженного моторостроителя, ковавшего победу в тылу. В конце концов, всему в нашей жизни можно найти свое место: Вечному огню — памяти павших воинов, обелиску — дани трудовым и боевым подвигам рыбинцев, фигуре моторостроителя — военная продукция завода была основной для Рыбинска в годы Великой Отечественной войны.

Юлия Муратова

 

Предыдущая статьяНочь в музее
Следующая статьяУ нас не курят

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.