Франшиза: скованные одной сетью

Любой бизнес, претендуя на успешность, требует развития. Обустроив свой первый магазин, предприниматель сразу начинает думать о втором, владелец ресторана — о том, какой формат будет у его следующего предприятия общепита, производственник — об открытии новой линии и дополнительных площадях.

И этот захватывающий творческий процесс придумывания своего дальнейшего расширения с первых шагов превращается в голый расчет: сколько денег было, сколько есть и сколько их будет. При этом не факт, что фантазия не заведет вас в совершенно новую сферу деятельности. И тогда ресторатор будет мечтать о магазине, производственник — о кафе, а торговец — о производстве.

И тут на ум приходит франшиза. Сильная компания с известным именем продает вам готовые рецепты для бизнеса, лояльных клиентов и готова по первому требованию предоставить полную поддержку и помощь.

И ты понимаешь, что совсем не обязательно получать кулинарное образование, чтобы открыть ресторан, или учиться на инженера, чтобы заниматься производством. Более того, ты с достаточной вероятностью можешь просчитать свой будущий бизнес: начальная инвестиция, первоначальный взнос (паушальный взнос за право пользования именем фирмы), ежемесячный взнос (роялти, фиксированная сумма, процент от прибыли).

Однако, окунувшись в понятие франчайзинга, нужно осознавать, что покупка права использовать известную марку вместе с отлаженными технологиями развития бизнеса не гарантирует успеха.

Network (1)

Добро пожаловать в «семью»

Очевидны такие преимущества франшизы, как раскрученный бренд, эффективные технологии продаж, которые построены специалистами, качественная подготовка персонала, решенная концепция, лояльные клиенты.

Франчайзеры бороздят российские просторы в поисках надежных региональных партнеров. Выбор предложений широк: от торговли сувенирами или бижутерией под малоизвестной вывеской (стоимость франшизы $4–15 тыс.) до известного респектабельного ресторанного бренда (стоимость от $500 тыс.).

Пальму первенства держит розничная торговля. На этот сектор приходится около половины всех продаваемых франшиз. Кроме того, активно покупаются «входные билеты» в сети общепита, турбизнеса, индустрии развлечений. На последнем месте — производственные франшизы. Но эксперты считают, что по мере роста конкуренции может начаться бум спроса и на них.

Точной статистики о том, сколько сегодня франчайзинговых сетей функционирует в России, не существует. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, количество реально действующих франчайзинговых «семей» не превышает 200, из них успешны не более пятидесяти.

Подавляющее большинство франчайзинговых проектов, реализуемых в России, — иностранного происхождения. Но список успешных зарубежных и столичных франчайзеров пополняют региональные игроки. Примером могут служить рязанский «Спортмастер», самарское «Эльдорадо».

Развитие собственного дела под чужой вывеской обычно рассматривается как предсказуемые инвестиции, шанс заработать на идее, уже не раз продемонстрировавшей свою эффективность, не изобретая велосипеда, получить отстроенные бизнес-процессы, готовый портфель потребителей.

Создателям франшиз продажа бизнес-трафаретов позволяет осуществлять региональные экспансии и завоевывать чужими руками новые рынки. Кроме того, развитие франшизных программ дает новый импульс для дальнейшей раскрутки бренда, в том числе и за счет получаемых от франчайзи взносов в рекламный фонд.

О том, что взамен своих денег получает фрачайзи, рассказывает один из предпринимателей Рыбинска, несколько месяцев назад заключивший договор с известным зарубежным предприятием:

— Мы специализируемся на одном виде деятельности, и среди нас нет специалистов в общепите. Однако франчайзи это и не требуется. Нам оказалось выгоднее приобрести бренд и технологии, нежели самостоятельно открывать ресторан, думать над его наполнением, искать специалистов.

Ловушки франшизы

Сегодня предприниматель не готов говорить о результате, прошло слишком мало времени для финансовой оценки проекта. Он вполне допускает, что, выполнив все требования, которые сопровождают договор, и преодолев все трудности адаптации зарубежного бренда к местному рынку, его компания сможет удовлетворить собственные представления о рентабельности. Однако с трудностями предприниматели столкнулись сразу.

— Франчайзер определяет правила нашей работы, контролирует все: место, технологии, цены. Говорят, что раньше нас этот же бренд хотели развивать в Рыбинске другие ребята, но им отказали, потому что помещение для кафе у них было в отдаленном районе города.

Прежде чем заключить договор с рыбинцами, представители предприятия-франчайзера посетили наш город, провели маркетинговые исследования. И сегодня они регулярно проверяют партнера и в случае нарушения правил готовы использовать штрафные санкции.

Самым существенным из отрицательных моментов предприниматель считает цены, которые также устанавливаются франчайзером:

— Цены для Рыбинска высокие, а мы по договору не имеем права сделать их ниже. У наших партнеров несколько ценовых категорий, и по каким-то им одним известным причинам они внесли Рыбинск в среднюю. В результате мы теряем конкурентные преимущества, которые дает нам бренд.

Тем не менее, предприниматель ценит во франшизе экономию времени, которую легко перевести в деньги. Еще он считает, что готовая технология организации предприятия, отработанная до мелочей, конкурентоспособнее доморощенной. И в какой-то степени оправдывает партнеров:
— Они выработали правила, единые для всех. Если учитывать желания франчайзи, можно легко потерять имидж бренда. Унифицированные требования позволяют им контролировать региональных партнеров, индивидуальный подход может свести контроль на нет.

Порой жесткие требования франчайзера не под силу местным предпринимателям. Не смогли выполнить условия договора франшизы ярославцы, некоторое время назад пытавшиеся выпускать на территории региона журнал под брендом «КоммерсантЪ». Франчайзер предъявил жесткие требования к контенту, обязал распространять журнал пакетом с основным изданием.

— «КоммерсантЪ» — очень ответственный работодатель, и, если существует угроза его репутации, то франшизы он отзывает быстро, — вспоминает бывший редактор регионального журнала, успевший выпустить всего два номера. — С самого начала требовался сильный коллектив журналистов, но все деньги уходили на оплату франшизы. Экономили на оплате труда, а журнальный контент — дело дорогостоящее, от спешки и недостатка людей не выигрывает. Во всяком случае, у меня не получилось. Уже первый номер показал мне, что это будет именно самодеятельность. Если бы «КоммерсантЪ» открывал здесь приложение, все было бы совсем по-другому. А по франшизе получилось, по-моему, несерьезно. Сказался плохо рассчитанный бизнес-план, явная переоценка франчайзи своих финансовых возможностей.

Плюсы и минусы

Преимущества франшизы очевидны: раскрученный бренд, эффективные технологии продаж, которые построены специалистами, качественная подготовка персонала, решенная концепция, лояльные постоянные клиенты. Но есть и масса отрицательных сторон.

Большим недостатком является ограничение личной инициативы франчайзи, поскольку даже при тесном партнерском сотрудничестве строго выполняются стандарты и политика главной компании. Поэтому прежде, чем брать франшизу, покупатель должен решить для себя — готов ли он ограничить собственные стремления и стать послушным инструментом в сложившейся системе?

— Мы целиком и полностью, можно сказать, на корню убили собственную инициативу, заключив договор франшизы с крупной российской компанией, — рассказывает ярославская предпринимательница — владелица сети магазинов, в том числе и на территории Рыбинска. — Иногда я об этом жалею, но в целом понимаю, что требования партнера обоснованы: ассортимент, цена, даже оформление торгового зала — все прямо-таки кричит о бренде. А он раскручен. Значит, и покупатели нам гарантированны.

Бизнес-леди говорит, что поддержка франчайзера не гарантирует успеха. Завышенные ожидания и иллюзия того, что успешная технология будет эффективна везде и при любых обстоятельствах, часто приводит к неокупаемости инвестиций. Приобретая франшизу с правом использования серьезного бренда, предприниматель часто забывает о том, что одновременно он приобретает целую систему взаимоотношений с внешней средой, которая далеко не всегда соответствует текущей рыночной ситуации. Поэтому так важно все: место расположения торговли, ассортимент, цены, оформление.

А порой предприниматель становится жертвой собственной наивности, пуская управление бизнесом на самотек, полагая, что открытое по франшизе предприятие будет успешно работать без его участия. В итоге вместо ожидаемой прибыли франчайзи получает утомительное и разорительное «развлечение».

— Франшиза — не для каждого, — говорит ярославна. — Нужно уметь не только считать деньги и адекватно оценивать свои организаторские способности, но и приспособиться к относительной свободе действий, отчасти пожертвовать тем, что более всего ценится в собственном бизнесе — самостоятельностью.

Самые выгодные франшизы в России,
которых пока нет в Рыбинске


Журнал Forbes публикует информацию о самых выгодных франшизах в России. Степень выгодности определялась, исходя из средней выручки франчайзи и отношения его годовой прибыли к стартовым затратам — 
этот показатель демонстрирует, насколько быстро «отобьются» вложения. В затратах учитывались закупка партии товара, которую франчайзер считает минимально необходимой, аренду помещения на период до выхода на операционную окупаемость, стоимость ремонта, оргтехники, а также паушальный взнос, роялти и рекламные сборы, если франчайзер их устанавливает.

феликс

Феликс

Производство и продажа мебели

Запуск франшизы: 2001
Франчайзинговые точки: 40
Собственные точки: 16
Вложения: 2,3 млн руб.
Выручка/прибыль:
36 млн руб./10 млн руб.

В 1991 году основатель компании «Феликс» Илья Кондратьев занялся поставками импортной мебели в Россию, а в 1998-м открыл первую фабрику. Сейчас это крупнейший производитель офисной мебели в России. Франчайзи управляют точками приема заказов с минимальным набором демонстрационной мебели и каталогами, заказы они отправляют на фабрики «Феликса». Рентабельность франчайзи доходит до 40%.

перекресток

Перекресток-Экспресс

Торговля продуктами питания

Запуск франшизы: 2009
Франчайзинговые точки: 38
Собственные точки: 69
Вложения: 7 млн руб.
Выручка/прибыль:
70,3 млн руб./6 млн руб.

Сеть магазинов формата «у дома», иногда совмещающих торговые площади с кафе-пекарней. Партнерам не приходится вкладывать собственные деньги в товар, его поставляет на реализацию франчайзер.
мистер дорсMrDoors

Производство и продажа мебели

Запуск франшизы: 1997
Франчайзинговые точки: 106
Собственные точки: 44
Вложения: 2,3 млн руб.
Выручка/прибыль: 24 млн руб./
3,6 млн руб. (для салона 100 кв. м).

Российская компания MrDoors производит встроенную и корпусную мебель. В зависимости от региона компания устанавливает квоты на количество партнеров: если дилер выполняет план, она обязуется не пускать туда другого франчайзи. По расчетам MrDoors, оптимальное соотношение — один салон на 250 000 человек.

синнабонCinnabon

Кафе-пекарни

Запуск франшизы: 2010
Франчайзинговые точки: 94
Собственные точки: 6
Вложения: 5,3 млн руб.
Выручка/прибыль:
22,8 млн руб./6,4 млн руб.

Франшиза американских булочных Cinnabon появилась в России всего три года назад. Открывая кафе, франчайзи должен выбрать место с проходимостью не менее 800 человек в час. За работой каждой пекарни следит менеджер из московского офиса компании.

слонОранжевый слон

Детские товары

Запуск франшизы: 2008
Франчайзинговые точки: 430
Собственные точки: 8
Вложения: 0,4 млн руб.
Выручка/прибыль:
3,8 млн руб./0,8 млн руб.

Компания специализируется на красках для рисования на бумаге, ткани и кафеле, а также на материалах для лепки. Основатели обещают партнерам, что вложения во франшизу (розничную точку под брендом компании) можно будет окупить менее чем за год. За несколько лет компания продала франчайзи более 50 собственных торговых точек, чтобы сосредоточиться на оптовой торговле.

провокацПровокация

Торговля одеждой

Запуск франшизы: 2010
Франчайзинговые точки: 118
Собственные точки: 3
Вложения: 0,6 млн руб.
Выручка/прибыль:
3,4 млн руб./1,1 млн руб.

Идея торговать футболками с провокационными картинками возникла у будущей владелицы «Провокации» Асмик Геворкян в 2008 году. Сейчас ее компания представляет собой сеть корнеров, в ассортименте которых есть одежда, белье и аксессуары. Кроме продажи в розницу франчайзи обслуживают заказы из интернет-магазина, которым управляет материнская компания.

гленфилдGlenfield

Торговля одеждой

Запуск франшизы: 1994
Франчайзинговые точки: 35
Собственные точки: 62
Вложения: 2,5 млн руб.
Выручка/прибыль:
18 млн руб./2 млн руб.

Итальянская марка одежды в России работает уже почти 20 лет. В компании внимательно относятся к расположению партнерских магазинов, среди требований —
«этаж не выше второго» и «нахождение в торговых центрах известных международных брендов». Роялти франчайзи не платят.

смешСмешарики

Детские товары, развивающие центры

Запуск франшизы: 2010
Франчайзинговые точки: 45
Собственные точки: 6
Вложения: 3,2 млн руб.
Выручка/прибыль:
13,4 млн руб./3,2 млн руб.

Предприниматели, работающие под вывеской «Смешарики», имеют хорошую поддержку бренда: на экран вышли уже более 200 серий популярного мультсериала и полнометражный фильм, готовы к показу еще 100 серий. Под вывеской можно открыть как крошечную лавку по продаже сладостей площадью 2 кв. м, так и магазин с мини-игровой площадью 70 кв. м. Франчайзер также продает права на организацию детских праздников и создание развивающих центров.

санSun Studio

Студии фотопечати

Запуск франшизы: 2009
Франчайзинговые точки: 112
Собственные точки: 8
Вложения: 5,8 млн руб.
Выручка/прибыль:
12 млн руб./3,8 млн руб.

Франшизу продает российский производитель ультрафиолетовых принтеров Sky Group. Принтеры позволяют печатать изображения фотографического качества на стекле, пластике, дереве и холсте. Помимо России франчайзи работают в других странах СНГ, Франции, Таиланде, ОАЭ, Омане и Китае.

веллВелл

Туризм

Запуск франшизы: 2002
Франчайзинговые точки: 235
Собственные точки: 5
Вложения: 0,5 млн руб.
Выручка/прибыль:
3 млн руб./0,3 млн руб.

Владельцы сети утверждают, что их франчайзи на треть выигрывают по размеру дохода по сравнению с агентствами-«одиночками». Сети приходится бороться с пиратами: на сайте компании вывешен список из двух десятков фирм, работающих под вывеской «Велл» нелегально.

Франшизы для небольших городов

лукойлЛукойл

Лукойл — одна из крупнейших российских нефтеперерабатывающих компаний. Годовая стоимость франшизы Лукойл зависит от места расположения АЗС:

  • в городах с населением от 500 000 человек — 357 тысяч рублей + 12 тысяч рублей стоимость годового использования фирменного стиля ОАО «Лукойл»;
  • на трассах федерального значения — 398 тысяч рублей + 12 тысяч рублей стоимость годового использования фирменного стиля ОАО «Лукойл»;
  • для остальных АЗС — 217 тысяч рублей + 12 тысяч рублей стоимость годового использования фирменного стиля ОАО «Лукойл».


крошка картКрошка-картошка

Крошка-картошка — популярная сеть ресторанов быстрого питания. Предоставляются франшизы трех форматов: «улица», «стационар», «фудкорт». Общие затраты на франшизу одинаковые для всех форматов.

Общая минимальная сумма инвестиций составит 4 000 000 рублей. Роялти составляет 7 % от оборота или 1000 долларов. Паушальный взнос: 15 тысяч долларов. Срок окупаемости формата «улица» составляет 2,5 года. Стоимость франшизы — 420 тысяч рублей.

викторияВиктория Сикрет

Victoria’s secret — популярная марка нижнего белья. В настоящий момент в ассортимент компании входит несколько брендов. Компания занимает первое место по популярности в США и Европе.

Общий объем инвестиций на франчайзинг составляет 25 000 долларов. Минимальная торговая площадь должна быть не менее 30 кв. м. Компания предоставляет возможность монопольного владения брендом с правом продажи франшизы. Такая услуга обойдется дополнительно в 35 000 долларов.

Срок окупаемости магазина составляет от трех до девяти месяцев. Договор франчайзинга может быть заключен на срок от одного года до пяти лет.

кфсKFC

Сеть фаст-фудов KFC была запущена в России в 1993 году под названием Ростик’с. В 2010 году сеть была переименована в KFC. На данный момент KFC является одной из ведущих сетей ресторанов быстрого обслуживания в мире.

Общие затраты на открытие одного ресторана составляют примерно 700 000 долларов. В эти затраты входят: строительно-монтажные работы, торговое оборудование, наем и обучение персонала, декорирование помещения, включая мебель, компьютерное оборудование, кампанию по открытию ресторана.

Паушальный взнос составляет примерно 47 000 долларов. Роялти — 6% от оборота. Также придется оплачивать расходы на маркетинг— 5% от товарооборота.

стардогCтардогс

Стардогс является динамично развивающейся сетью фаст-фудов на территории России с 1993 года. Сеть представлена в форматах киосков, павильонов и мини-юнитов.

Первоначальный взнос за франшизу составляет 15 тысяч рублей. Общий объем инвестиций — порядка 100 тысяч рублей. Ежемесячно выплачивается роялти в размере от 3 до 5 процентов от оборота. Срок окупаемости примерно 12 месяцев.

бургерБургер Кинг

Сеть ресторанов быстрого питания Burger King была открыта в 1954 году. Сеть выросла довольно быстро, в основном благодаря франчайзингу.

Общий объем инвестиций составит около 22 000 000 рублей. Паушальный взнос — примерно 2 000 000 рублей. Роялти — ежемесячно 5 % от объема продаж. В стоимость франшизы входит обучение персонала, профессиональное консультирование, маркетинг и реклама, поддержка в управлении бизнесом, предоставление рецептов.

Чтобы получить франшизу Бургер Кинг, необходимо иметь рекомендацию от представителей данной отрасли. Также будущий партнер обязан иметь опыт работы в сфере фаст-фуд, подтвердить свою платежеспособность и открыть не менее пяти ресторанов.
Срок окупаемости ресторана — 1,5–2 года.

Юлия Муратова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 2 207



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


+ восемь = 14

Описание картинки
другие новости недели