Домой Форсайт Плохие новости про деньги, хорошие — про возможности

Плохие новости про деньги, хорошие — про возможности

0

Расходы

С 1 июля 2014 года нас ожидает девятипроцентный средневзвешенный рост тарифов на все коммунальные услуги. Более других подорожает водоотведение — на 19,1 процента, холодное водоснабжение — на 15,1 процента, ну, и конечно, отопление — на 10,3 процента.

Еще одной плохой новостью является ОДН. Впрочем, новых информационных поводов в истории с повышением в разы потребления общедомовой электроэнергии нет, потому новость эту можно назвать длящейся.

И еще совсем скоро нам принесут первые платежки от пирамидостроителей — плату за капитальный ремонт. Ежемесячный 30-летний оброк на наше жилье составит примерно 300 рублей на среднестатистическую 50-метровую квартиру.

Но, может быть, в плохих новостях есть и хорошие составляющие? Может, город, в котором мы живем, станет от всего этого богаче, лучше и краше?

1

Бюджет

В мае департаментом финансов администрации была опубликована статистика по итогам исполнения бюджета городского округа город Рыбинск за 1 квартал 2014 года.

Город самостоятельно обеспечен на 37 процентов от необходимого, при этом выполнение по налоговым доходам на конец квартала составляет 22,3 процента, а по неналоговым доходам — на 17,2 процента.

2

Подобная структура доходов складывается на основании федеральной законодательной базы: большая часть рыбинских налогов перечисляется в вышестоящие бюджеты, в местной казне остается лишь 30 процентов НДФЛ, налоги на землю и имущество физических лиц. Существует еще налог на прибыль предприятий, часть которого тоже поступает в бюджет города. Но рассчитывать на бурный рост рентабельности местного бизнеса не приходится по известным причинам, связанным с общероссийскими проблемами экономики.

Существует ли у рыбинской администрации возможность самостоятельно увеличить доходную часть бюджета? Могут ли наши местные власти хоть как-то разделить с нами бремя пополнения бюджета? Но сначала о том, как тратятся эти деньги.

3

4

С образованием, соцзащитой, культурой вопрос понятен — это святое, а вот департаменты ЖКХ и финансов хотелось бы посмотреть подробнее.

На что тратит основную массу денег департамент ЖКХ, и сколько из них приходится на каждого жителя нашего города за 1 квартал 2014 года?

6
Основная забота департамента финансов — обслуживание муниципального долга. Долгов в городе набралось немало — 1 383 000 000 (один миллиард триста восемьдесят три миллиона) рублей. Или по 7 035 рублей на каждого жителя, включая младенцев и пенсионеров.

5

Если соотнести долги с налоговой и неналоговой доходными составляющими нашего бюджета, то картина появляется совсем унылая.

7

8

Итак, существует ли возможность у городских властей заработать для бюджета (читай — для нас с вами), и каким образом можно это сделать?

Потенциальные доходы

Первое, что приходит на ум, — это рациональное использование муниципального имущества.
По факту в первом квартале 2014 года имущество использовалось так:

10

Как видно из графика, основные доходы приходятся на продажу (60 процентов), а не на использование муниципального имущества (36 процентов). Но ликвидного имущества в городе остается все меньше, да и спрос на него во время рецессии не слишком велик.

Разумеется, в собственности муниципальной власти не должны оставаться МУПы, не приносящие доход, содержание которых не окупает вложений в их практически бросовые активы. Но и иные объекты также не должны продаваться по бросовым ценам. Есть ли возможность соблюсти баланс интересов и при этом заработать?

Для начала необходимо разработать и принять регламент экономического обоснования эффективности владения активом. Он должен содержать методологию оценки этой эффективности, например, как отношение годовой чистой прибыли к рыночной стоимости объекта, и рассчитываться примерно так же, как коэффициент капитализации для объектов недвижимости.

Затем мы должны определиться с границами отчуждения. Высокоэффективные ликвидные активы не подлежат продаже. Они остаются в собственности, приносят доход и могут использоваться в качестве залоговой базы.

В партнерстве с бизнесом

Потенциально эффективные активы или активы, от которых зависит жизнеобеспечение города, допустимо использовать только в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП). А вот неэффективные активы нужно продавать или использовать в проектах ГЧП.

Исходя из приведенной методологии, нужно корректировать имеющиеся планы приватизации и только потом начинать процедуру отчуждения.

Если посмотреть информацию о выставленных на продажу объектах городской недвижимости, то можно заметить, что сроки экспозиции некоторых объектов уже достаточно велики. Это обусловлено их местом расположения, техническим состоянием или другими внешними негативными факторами. А как известно, если актив не генерирует доходы, то он приносит убытки. Соответственно, продать его можно только значительно снижая стоимость. Но есть варианты.
Для начала формулируются цели, наиболее значимые из которых — получение дополнительных доходов от низколиквидных активов, снижение затрат на их обслуживание и содержание, что также можно рассматривать как доходы, мотивирование развитие малого бизнеса и самозанятого населения.

В одном из городов в соответствии с этими целями местные власти приняли решение о запуске широкого спектра малых локальных проектов государственно-частного партнерства, благо, такая возможность обусловлена региональным законодательством.

Для информирования населения были задействованы городские информационные ресурсы и иные возможности. Населению для создания бизнеса предлагалось все — помещения, подвалы, выставленные на продажу объекты, у которых заканчивался срок действия оценки, «уплотнялись» офисы и другие избыточные площади МУПов и т.д. Принимались любые предложения местного бизнеса о совместном использовании активов. Рассматривалось все, а запускались наиболее удачные и реалистичные варианты.

Это дало возможность создать целый спектр предприятий малого бизнеса — парикмахерские, прачечные, мастерские по пошиву и ремонту одежды, мастерские по ремонту бытовой техники и многого чего другого. Кроме того, были запущены программы частной финансовой инициативы по восстановлению и дальнейшему использованию активов с высокой степенью физического износа. Все эти мероприятия в достаточно короткой перспективе дали хороший экономический эффект, в значительной мере способствовали развитию малого бизнеса, позволили сохранить бывшие невостребованные активы в собственности, увеличить их стоимость и сделать доходными.

Понятно, что это кропотливая работа, требующая много сил, нервов и времени местных чиновников. Но им, наверное, не стоит сочувствовать, поскольку их работа — развитие города.

Сергей Чурочкин

Предыдущая статьяДеньги на дело
Следующая статьяВетераны пожарной охраны

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.