В жизни художников Рыбинска наступил, на мой взгляд, самый важный момент года. По-своему он значительно более важен, чем только что закончившаяся выставка живописи великого Айвазовского или грядущий показ гравюр не менее эпичного Сальвадора Дали.
Каждый год это событие собирает в стенах музея большинство художников города. На этот раз выставка получилась особенно внушительной – больше 130 работ 48 авторов! Местами картины пришлось развесить в три ряда, и даже в вестибюле перед залом посетителей встречают петербургские акварельные виды Анны Яблоковой.
Ежегодная выставка имеет свои особенности. Здесь могут соседствовать работы признанных в городе мастеров и отчаянно храбрых любителей, в стремлении к прекрасному дерзнувших вплести свою скромную нотку в многоголосую художественную картину. Впрочем, откровенных дилетантов совсем немного, и представлен каждый из них одной-двумя работами.
Значительно больше художников со своеобразным, неакадемическим видением. Зачастую они много лет вырабатывают или оттачивают свою манеру, как Николай Мельников со своими монументальными акварелями, выполненными филигранными мазочками, или Татьяна Гречушкина, чьи работы, отмеченные печатью символизма, всегда производят сильное впечатление. И, разумеется, доминируют произведения мастеров-профессионалов. На выставке этого года выделяются целые комплексы работ постоянно экспериментирующего Николая Малафеева и Александра Шевелева, чьи пейзажи последних лет обрели сочность красок и монументальность звучания. Тем не менее, невозможно равнодушно пройти мимо единственной экспонируемой на выставке работы Александра Григорьева – большого детского портрета «Мир Ариадны». Любопытно, что в этом году на выставке сразу несколько удачных детских портретов: работы Светланы Бедринец, Марины Разиной, Татьяны Потурай.
В выставке этого года участвуют не только жители Рыбинска. Два интересных живописца – Владимир Сахно и Андрей Семенов – привезли свои картины из Тутаева. Натюрморты Семенова вместе с ярким (во всех смыслах этого слова) портретом «She/лето» от Зинаиды Букиной и композицией «Фламенко», выполненной (вот уж от кого не ждал!) рыбинским ярославцем Александром Шиловым, вносят в характер выставки острую авангардную ноту.
Хотя «картины маслом» на выставке, безусловно, доминируют, на ней есть интересные работы и в других техниках.
Графика (кроме названных выше акварелей) представлена листами Сергея Гусарина, увлеченного задачей при помощи обычного простого карандаша выявить скрытую суть вещей, а также серией работ, посвященных «серебряному веку» («Авиатор», «Футурист» и другие), рыбинского петербуржца Александра Лосева.
Работы в «экзотических» техниках зрительно примыкают к живописи. Это и серия картин из шерстяных нитей (фредпойнт), созданных Людмилой Хитьковой. А небольшие работы Анны Бадалян и Елены Сибильковой выполнены в технике батика.
Деревянный «Сизиф» Александра Сибилькова оказался на сей раз единственной скульптурой экспозиции, а «Чудо Георгия о змие» Ольги Пятаковой –
единственной иконой. Ювелирные изделия уместились в одной витрине, что, впрочем, характеризует лишь их размеры, а художественное качество, как всегда, на высоте. Особенно хороши произведения двух рыбинских Ирин – Воробьевой и Соловьевой.
Мне хотелось бы назвать, как минимум, еще добрый десяток имен художников, представивших на выставку сильные, профессиональные работы, но, наверное, важнее сказать, что выставка в целом получилась очень солнечной и радостной. А в ее разнообразии каждый обязательно встретит немало вещей, которые не оставят его равнодушным.
Сергей Овсянников,
сотрудник Рыбинского музея-заповедника