Неизвестные стороны знакомого человека

Его знают как грамотного коммунальщика, успешного руководителя, человека с собственным мнением по любому вопросу. Интервью генерального директора ОАО «Управляющая компания» Сергея Ситникова появляются в различных изданиях, но лишь на профессиональные темы. О личном он говорит мало, и во время нашей беседы нередко звучала фраза: «Я не хотел бы об этом рассказывать». Но все же разговор получился интересным и откровенным, открывающим собеседника с другой, неизвестной ранее стороны.

О детстве

— Я родился в Рыбинске. В самой обычной семье. У меня были хорошие родители с самым обычным достатком. Они не могли меня баловать, например, купить квартиру или машину, я к этому всему стремился сам. Но они подготовили меня к жизни, заложили все те важные качества, которые я потом уже оценил: терпение, трудолюбие, порядочность.

Грузчик и предприниматель

— Я учился в Ярославском политехе. Первые годы было сложно, потому что приходилось и учиться, и работать. Это были непростые годы — конец 80-х, начало 90-х. Продукты по карточкам, очереди. Мы с однокурсниками сколотили бригаду грузчиков из 15 человек. По ночам мы разгружали вагоны, а утром ехали на улицу Кирова, где тогда располагался первый ярославский торгово-закупочный кооператив. Сейчас там хорошие торговые ряды, а тогда это было полуподвальное помещение, где хранились овощи, фрукты, мороженая рыба. Мы разгружали машины, приезжавшие туда, а затем шли на учебу.

Позже мы стали гонять автомобили из Прибалтики. Покупали машину там, на авторынке, привозили ее в Ярославль и продавали. Трудные тогда были времена, останавливаться на дорогах тогда было нельзя. Мобильной связи не было. Тяжелая работа была. А затем появился собственный совместный студенческо-преподавательский проект: мы открыли первую в Ярославле платную автостоянку. Она располагалась на Московском проспекте прямо напротив главного корпуса института. Но про налоговую инспекцию тогда еще мало вообще кто слышал. Работали там сами. Тогда уже попытались все оформить официально. Стоянка пользовалась популярностью, там ставили дорогие автомобили жители со всего Нефтестроя, потому что оставлять их во дворах было небезопасно. Автостоянка просуществовала лет пять, когда я заканчивал учебу, она еще работала.

С ЖКХ по жизни

— Моя жизнь оказалась связанной с темой дорог еще в студенчестве, поэтому после получения диплома автомобилиста я пошел работать в Российскую транспортную инспекцию Министерства транспорта России. Курировал автомобильный транспорт и все, что с ним связано, в шести районах Ярославской области. В том числе в Рыбинске. Очень благодарен Юрию Валентиновичу Батыреву, моему тогдашнему руководителю. Именно он дал мне хорошую школу «правильного и позитивного отношения к жизни». Мы редко встречаемся сейчас, но я всегда улыбаюсь, когда вижу его. Как и все те, кто его знают «по жизни». Работы уже тогда было очень много. Постоянные командировки.

Ситников 1

Кроме проверок международных перевозчиков, пассажирских линий, лицензирования АЗС, приходилось заниматься дорогами. Поэтому взаимодействовал и с подрядными организациями, и с ГАИ, и с администрацией. Тогда меня пригласил на работу Борис Михайлович Степанов. Он предложил должность в создающемся департаменте ЖКХ, в отделе транспорта и связи. Это был 2002 год. Я сам писал положения по отделу. Все тогда только начиналось, не было даже оргтехники. Несколько недель не было даже стола со стулом. Документы писал от руки на подоконнике прямо в департаменте и отвозил на Рабочую, чтобы девочки-секретари их перепечатывали.
Через пару месяцев к моим обязанностям добавилось благоустройство, приросли коммунальное и мостовое хозяйство, а потом и все остальное. Во многих программах я был не только исполнителем, но и создателем. Писал технико-экономические обоснования, проходил согласования в областных и федеральных службах. Так началась моя карьера в коммунальной сфере. ЖКХ меня затянуло. Я изучил всю инфраструктуру, сети, энергетику.

Уйти, чтобы вернуться

— У меня были попытки сменить сферу деятельности. И попытки успешные, в том плане, что у меня все получалось. Но так сложилось, что уйти из ЖКХ не получается. Это же жизнедеятельность города, опора под ногами.

Должностей в этой сфере много, а грамотных специалистов мало. Мне повезло работать с настоящими профессионалами своего дела. Например, с главным инженером Треста №16 Владимиром Федоровичем Варюшиным. Он полгорода построил в свое время. Он долго работал, но в один момент решил уйти на пенсию, отдохнуть. Спиннинг себе купил, чтобы рыбу ловить. Ушел на пенсию, через несколько месяцев его не стало. Даже на рыбалку так и не успел сходить. Таким трудоголикам нельзя останавливаться. Работа — это их жизнь…

Еще Галина Ивановна Горшкова — ее все авторитетные дорожники области знают. Пришла девочкой в эту отрасль, и ушла из нее только на пенсию. Построив в городе несколько мостов и путепроводов, много магистральных улиц. Всю жизнь отдала работе. Вот такие профессионалы уходили, а молодых специалистов было очень мало.

Была возможность уехать из Рыбинска. Я работал в крупном коммунальном холдинге, включавшем в себя 18 управляющих предприятий. И два года ездил в Ярославль на работу. Мне выделили служебную квартиру, где я не ночевал ни одной ночи. Как бы долго ни продолжался рабочий день, я ехал домой в Рыбинск. Переезжать отказалась и моя супруга. В конце 2011 года меня пригласили работать в ОАО «Управляющая компания». Я вернулся в Рыбинск.

Просто такая работа

— Быть руководителем не трудно и не легко. Это просто работа. И у дворника есть трудности не меньше, чем у руководителя. В свое время в журнале «Форбс» я прочитал, как молодого ливерпульского инженера тестировали в течение месяца. Две недели он занимался в порту разгрузкой мешков с картошкой. За его физическими параметрами следили приборы, которые снимали показатели пульса, давления, кардиограммы. Исследование показало, что в состоянии стресса он находился первые пару дней, затем все вернулось в норму. Вторую половину месяца он работал на конвейере на сортировке картошки. Вроде бы никаких особых трудностей, никакой физической нагрузки. Но приборы показали, что стрессовал он постоянно из-за необходимости принимать решения каждую минуту.

Ситников

Так же и в работе руководителя, когда решать нужно быстро, а ответственность колоссальная. Усугубляется все это тем, что коммуналка у нас находится в аварийном состоянии. В этой работе нельзя откладывать на завтра то, что нужно было сделать вчера. В этой работе каждый из нас работает «здесь и сейчас». У всех нормальных людей есть выходные и праздники. У нас же есть работа, которую нужно делать. Всегда… Такие правила.
Я требовательный руководитель, но это в первую очередь полезно для сотрудников. У меня был опыт работы и в муниципальных структурах, и в частных, когда сначала люди на меня обижались, а спустя пару лет благодарили.

Выигрывает не тот, у кого больше силы, а у кого больше терпения. Для того чтобы добиться результата, надо уметь терпеть, а люди начинают себя баловать, жалеть. Это портит их жизнь, ограничивает их развитие. Я требователен и к себе, и к другим. Поэтому есть результат. В том числе и у тех, с кем мы вместе работаем.

Идеального сотрудника не существует. К этой цели нужно стремиться, но достичь нельзя. Самый лучший вариант — вырастить сотрудника внутри коллектива. Профессионалом можно стать, лишь пройдя хорошую практику и получив опыт. У меня не было ни одного случая, когда человек приходил ко мне на работу и соответствовал абсолютно всем требованиям.

Лжецы мне не интересны

— У человека должна быть совесть. Это широкий и всем понятный термин. Трудолюбие, конечно. Если ты не трудишься, живешь, ничего не делая, то ты — потребитель, растение. И счастлив такой человек быть не может. Очень ценю в людях порядочность. И не люблю ложь. Считаю, что лучше промолчать.

То, что кто-то из окружающих врет или изворачивается, меня не пугает. Я в жизни с этим часто сталкивался и вижу это сразу. К лжецам я отношусь равнодушно, они мне просто не интересны. Мне жалко тратить на них свое время. Если есть такая возможность, то для меня лучше пройти мимо, чем останавливаться с таким человеком. Правильнее идти дальше, своим путем.

В жизни все просто: есть правила, и их нужно соблюдать. Как правила дорожного движения, где на зеленый нужно ехать, а на красный — стоять. Я не приемлю, когда кто-то нарушает правила. Это в работе бывает, когда человек получает власть, он считает, что имеет право ездить на красный свет, создавая угрозу себе и другим. Жизнь давно доказала, что угрозу он создает в первую очередь себе самому. Но… всему свое время. Значит, мои лучшие дни еще впереди. Это важно —
жить с такими мыслями.

Моя семья

— В семье к тому, что я работаю так много, относятся очень негативно. Жена признается, что не может понять, почему мне так дорога коммуналка. Есть вещи в этой жизни, которые я заработал, не занимаясь ЖКХ. И суммы оплаты там несравнимы с тем, что я зарабатываю здесь.

Я женился в 1996 году. Моя жена — Ева — по образованию культуролог. Как в любой семье, у нас бывают и хорошие, и сложные периоды. Но нам всегда есть о чем поговорить, ведь видимся мы только вечерами после работы.

У нас трое детей: сыну 17 лет, средней дочке — шесть, младшей скоро исполнится четыре.

Ситников 5

Я знаю, что уделяю детям времени меньше, чем хотелось бы, а значит, необходимо это компенсировать. Но задача отца — не денег дать, а научить ребенка, подготовить его к жизни. Дать не рыбу, а удочку. В то время, когда мы вместе с детьми, я, строгая эту удочку, привязываю леску и крючок, объясняю вещи простым и понятным языком, рассказываю что-то, помогаю им справиться с их детскими стрессами, которые бывают и в садике, и в школе. Объясняю, что нет в жизни ни хорошего, ни плохого, есть только твое отношение к событиям. И не надо быть зависимым от этих событий. Нужно самому формировать среду вокруг себя.

Мужчина в семье

Дочки еще маленькие, а сын уже взрослый человек. Очень самостоятельный, и я рад этому. Если он испытывает интерес к какому-то занятию, то делает его хорошо и качественно. Если интереса нет, то спустя рукава. Мне хочется, чтобы он принимал решения в своей жизни осознанно, свободно, имея выбор. Я как отец должен объяснить, что будет следующим шагом в случае определенного действия. Не напугать, не отговорить, не склонить на свою сторону. Ответственность в любом случае будет лежать на нем, потому что это его жизнь.

Если сравнивать его и меня в его возрасте, то, несомненно, его жизнь интереснее, потому что возможностей сейчас больше. Он как мужчина в семье несет ответственность за то, что делает, даже перед сестрами. Ему сложнее, но зато опыта больше. К жизни он больше готов в этом смысле. Ему, как и своим сотрудникам, я объясняю, что себя жалеть нельзя. Опасно быть «текучим лентяйчиком». Можешь стать бесполезным для себя и для общества. Таких жизнь отжимает на обочину. В канаву. Возможно, и сточную. В человеке всегда должна быть энергия развития, энергия движения. Нужно трудиться, в первую очередь над собой. Тогда будет и результат и чувство удовлетворения от прожитого дня. Как раз это и дает человеку позитивное настроение, вкус к жизни.

Заставляю себя читать

— Я читаю каждый день. Заставляю себя читать хотя бы 20 минут перед сном. Я считаю, это делает меня лучше, мне это полезно.

В детстве я читал очень мало, только школьную программу, да и то по принуждению. В студенчестве тоже только по необходимости. Все это возникло гораздо позже.

Я предпочитаю специализированную литературу. Не по работе. Книги по своему хобби, по воспитанию детей, по вопросам, которые возникают в жизни.

Если говорить о литературе в классическом ее понимании, то это Булгаков. Я перечитывал его несколько раз. Ильф и Петров тоже нравятся. Читается легко и быстро, например, в дороге, или в отпуске, чтобы настроиться на позитивный лад. Почитал «Золотого теленка», сравнил персонажей с живущими в Рыбинске людьми (улыбается).

Читаю только в бумажном варианте, хотя у меня огромное количество книг в электронном виде. Распечатываю, делаю какие-то пометки для себя.

Болезнь прошла после первого десятка машин

— Мечты по поводу какой-то конкретной машины уже в прошлом. Я болел этим очень сильно, но успокоился, когда поменял первый десяток машин. Первая машина была «Москвич-407». Свой собственный. Купил его, когда был студентом. Подзаработал, скопил, помог отец. Машина была не на ходу. Я занимался ею всю зиму: перебрал двигатель, мосты, переварил, перекрасил. Ездил на ней три-четыре года. Потом был 41-й «Москвич», «Nissan». Машин было много и разных. Сейчас езжу на «Cadillac SRX».

Выбрал этого «американца», потому что он мне понравился. Он удобный. Пусть не очень практичная машина, но весьма экономичная для такого класса. Надежная. Может захандрить, но никогда не остановится в дороге.

За рулем я езжу сам. Не вижу надобности в в личном водителе. Я практически не употребляю алкоголь, машина оснащена всем, что необходимо, в том числе, для разговоров по телефону во время движения. Я считаю, что личный водитель — это уже прошлый век, анахронизм. Он может быть оправдан в дальних поездках, но и там я могу справиться сам. Права я получил больше 20 лет назад. За это время объездил много городов. Самые дальние поездки были в Омск, Стокгольм, Мурманск, на Кавказ.

Было время, когда я подрабатывал перевозкой грузов. Зарплаты были маленькие, а у меня кроме категории «B» есть и права для управления грузовыми автомобилями.

Люблю спортивный стиль

— Уже много лет 90 процентов времени я ношу костюмы. Но отношусь к ним как к спецодежде. А люблю более свободный, спортивный стиль. Люблю фирму «Columbia». Я в свое время побывал в их головном офисе в Портленде. Мне понравилось, как они делают эти вещи, как относятся к дизайну, к разработке одежды. Я был в головных офисах «Nike», «Reebok», «Adidas» и мог сравнивать. И остановился на «Columbia» — мне в ней удобно.

Ситников 4

Жена как человек с чувством вкуса рекомендует, что лучше надеть. Но если наши мнения относительно вещей расходятся, то я остановлюсь на том, что нравится именно мне.

Всегда в движении

— Я отношусь к спорту хорошо, но сейчас не хватает времени им заниматься. Несмотря на невысокий рост, я занимался волейболом, у меня даже есть взрослый разряд. Еще есть разряды по хоккею и парашютному спорту.

Много ездил на мотоцикле. Были поездки до 700 км в день. Для машины это немного, но для того, кто собирал битумную копоть и дождь своим лицом в «мотопрохвате», — тот поймет.

Ситников 3

Сейчас, если возникают короткие фрагменты свободного времени, то отдых я предпочитаю активный. Не могу я два часа лежать на пляже. И дети не лежат. Мы всегда в движении. Честно говорю, мне очень жалко время тратить на «лежание на диванчике».
Болеть в спорте я тоже люблю. Больше нравится хоккей. Футбол мне не очень импонирует в силу уровня игры нашей команды. Смотрел первый матч сборной на Чемпионате мира с двух до четырех часов ночи и расстроился. В очередной раз убедился, что чудес в этом плане у нас не случается.

Умею ценить время

— Я встаю рано. Примерно в половине седьмого утра. Завожу детей в школу и в садик и еду на работу. Рабочий день у меня продолжается 10–12 часов. Затем есть немного времени посидеть с друзьями, выпить кофе и обсудить новости. Вечер предпочитаю проводить с семьей. В выходные люблю ездить за город, отдыхать, сменить обстановку.

Даже если выдается свободный день, то встаю рано. Раньше я был совой, но жизнь приучила быть жаворонком. С годами приходит понимание, что время — ресурс ограниченный, и его становится жалко. Учишься ценить его иначе.

Мне нравится, как я живу

Я — счастливый человек . Что такое счастье? Думаю, что для каждого оно свое. У меня есть жизненный опыт, мне многое посчастливилось увидеть, со многими людьми пообщаться. Мне нравится, как я живу. Работа у меня трудная, жизнь напряженная, тяжелых моментов возникает много, но мне нравится.

Я в прошлом году был в Сочи. И поймал себя на мысли, что смотрю на ребят-паралимпийцев, которые едут с тренировки на инвалидных колясках. У них нет рук-ног, а они улыбаются и радуются. Они счастливы. А уж нам-то чего тогда жаловаться. Мы должны быть счастливы трижды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 477



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


9 × пять =

Описание картинки