Рыбинск – город исторический?

Рыбинск, как известно, город исторический, хоть в 2010 году и утратил официальный статус. Но историю развития города никто отменить не может, как не может стереть с лица земли исторические здания постройки 19 века, поменять облик улиц старого центра, лишить город его шарма, особого духа. Или все-таки может?

Денег много – форсу мало

Архитектор Николай Лосев – один из тех, кто в 1986 добился для нашего города статуса исторического. Вплотную занимаясь вопросами охраны памятников истории и культуры, в начале 90-х годов он стал разработчиком городской программы «Исторический центр» и возглавил специально созданную для ее реализации дирекцию. Значение тех событий трудно переоценить, ведь по генеральному плану застройки Рыбинска тогда должны были снести весь исторический центр.

– Купечество соблюдало принятые среди равных традиции, следило, как теперь говорят, за своим имиджем. Среди городских купцов было не принято строить дома выше карниза церкви. Негласное табу на постройку высоких городских зданий заставляло владельцев украшать дома по-особенному, добавлять на фасады декоративные элементы, соревнуясь в затейливости и красоте лица дома, для форсу, – рассказывает архитектор и ведет меня на улицу Ломоносова.
Нешуточные страсти разгораются сегодня вокруг реконструкции здания по адресу Крестовая, 41. Жилой дом с расположенным на первом этаже магазином «Ткани» находится в бойком месте и является заметным в историческом центре. Собственником объекта является индивидуальный предприниматель Иосиф Ботерашвили, человек, интересующийся историей, коллекционер. Именно он организовал выставку «Оружие 20 века», которая проходит сейчас в Рыбинском музее-заповеднике. Затеяв капитальный ремонт старинного здания, в котором не было элементарных удобств, предприниматель начал с расселения квартир, обес-печил благоустроенным жильем восемь семей. Проект реконструкции, на основе которого проводится капитальный ремонт, выполнила архитектор Ольга Павлышина. На этом сотрудничество застройщика с архитектором закончилось, контроль за строительством стал осуществлять сам предприниматель и его подрядчики. И, как часто бывает в таких случаях, начались отступления от согласованного
с департаментом архитектуры проекта. Так, увеличилась с двух до пяти рядов блоков высота надстройки третьего, мансардного этажа, бесследно исчез с фасада ряд запроектированных в карнизном поясе «сухариков» – особых декоративных элементов, а ремонт существующих профильных тяг выполнен небрежно, наспех и с нарушением технологий, что, к сожалению, ухудшает и упрощает фасад.

Видя наметанным взглядом явные нарушения, архитектор Лосев не смог не вмешаться, разослал тревожные письма в администрацию города, привлек СМИ. Эта реакция помогла – теперь высота третьего мансардного этажа соответствует проектной, но халтурный ремонт фасада остался.

– Жаль, что собственник не обращает внимания на качество работ на фасаде, считая это не важным. А требуется всего лишь исправить профили горизонтальных тяг в нескольких местах, выполнить декоративный пояс из «сухариков» во вновь устроенном карнизе, – говорит архитектор.

Иосиф Ботерашвили признает, что он не специалист в строительстве и, тем более, в архитектуре. Он вложил много сил, времени и денежных средств в реконструкцию находившегося долгое время в запустении здания и никак не ожидал нападок в свой адрес со стороны общественности.

– Я хочу развиваться в Рыбинске, здание готовлю не на продажу – для себя. То, что сделано внутри, меня переживет, и фасад его не обвалится, это я могу гарантировать, – комментирует предприниматель.

Иосиф Ботерашвили не отказывается идти на контакт, готов встречаться со всеми заинтересованными сторонами, но пока считает, что ему проще переоформить проект, совсем убрав из него пресловутые элементы декора. Одна беда – кривые линии уже вылепленных «украшений» бумагами не прикроешь. Получается, что командуют парадом подрядчики, по элементарному незнанию технологий или каким-то другим причинам не сумевшие выполнить отделку дома на должном уровне, или собственник не может настоять на выполнении работ качественно.

Без руля

– Не стало в городе хозяина, это становится заметно. И дело тут часто не в отсутствии денег, а в отсутствии понимания. Тротуары зарастают сараями, – обращает мое внимание Николай Лосев на крытую дощатую веранду на Стоялой улице. – Построена она без согласований на земле общего пользования, граничит с остановкой транспорта. Мало того, что это не украшает Стоялую улицу, уродует знаковое для города место, портит вид на пожарную каланчу, так и опасность для пешеходов создает, заставляя выходить на оживленную проезжую часть. Писал я письма в администрацию, решение о сносе веранды есть – работы нет. И дело не в отсутствии денег – в безразличии.

Здание

Но не только это беспокоит Николая Лосева. Отсутствие любви к Рыбинску, недопонимание философии старорусского города видит он в застройке исторического центра чуждыми по своей архитектуре зданиями. До нас дошла целостная городская среда купеческого города, со своим масштабом, состоящая из регулярных кварталов, формируемых преимущественно 2-х этажными, реже 3-х этажными домами с оштукатуренными и кирпичными декорированными фасадами. Биржа, Гостиный двор, собор, часовня – все это вкупе формирует особую рыбинскую городскую среду, то, что отличает наш город от десятков других поволжских городов. Исторический центр занимает лишь 2 % от площади всего города, и, наверное, и чиновники, и рыбинцы могли бы бережнее относиться к наследию предков. Лосев не перекладывает вину за складывающуюся ситуацию только на архитекторов, оправдывая коллег тем, что они – «слуги заказа». Заказчики же стремятся при застройке воплотить в жизнь свое представление о красоте. Гармоничной новая застройка может стать только при использовании старых характерных историческому центру архитектурных форм, умения работать в исторической среде, соподчиняя новое, делая его нейтральным. А этого часто не хватает и заказчикам, и исполнителям.

Но есть в городе и удачные примеры сотрудничества архитекторов и застройщиков, например, качественно отреставрирован дом городского головы Расторгуева на Крестовой, 80, восстановлены фасады торговых рядов на Красной площади, хорошо сделан ремонт первого этажа дома на пересечении улиц Крестовой и Бородулина, удачно отремонтировано бывшее здание кукольного театра на Крестовой. Отлично выполнена реставрация железнодорожного вокзала.

– Как говорила Людмила Михайловна Марасинова, просвещенный собственник – благо для архитектора и города, – с грустью произносит Николай Лосев.

По его словам, если при Юрии Ласточкине диалог власти и архитекторов больше напоминал монолог главы, то сейчас нет и этого. Прекратились архитектурные среды, на которых обсуждали планы по развитию города, градостроительный совет если и существует, то его работы Николай Лосев не видит. Между тем, совет из специалистов разных ведомств – архитекторов-проектировщиков, строителей, пожарных, представителей санитарных служб – мог бы помочь в решении многих проблем, оградить проектировщиков от профессиональных промахов, уберечь застройщиков от неэффективных трат, тем самым сохранить исторический Рыбинск.

Надежда ЛАЗАРЕВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 592



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


девять + = 12

Описание картинки