Опасный алкоголь в Рыбинске

Спиртосодержащие жидкости перекочевали из аптек в газетные киоски.

Боярышник

«Боярышник»: горькое послевкусие

В очереди у почтового киоска стоит щуплый мальчишка лет 11-12. В кулаке у него зажаты насчитанные «без сдачи» монеты. Подросток явно нервничает, и когда он дошел до окошка, стало ясно, почему:

– Пузырек «Боярышнику», – скороговоркой выпалил мальчик и высыпал мелочь на лоток. На витрине среди газет, кроссвордов, воздушных шаров и канцелярских кнопок стоит флакон с «аперитивом для бедных». Теперь «Боярышник» как косметическое средство продается не только в аптеках, а значит, доступен каждому.

Аперитив для бедных

Еще совсем недавно спиртовые настойки боярышника, перца, пиона были самым ходовым товаром аптек. Еще бы: стоит пузырек недорого, спирта содержит 70­90%, – смешай с водой содержимое двух­трех флаконов и получишь пол­литра забористого алкоголя по цене гораздо ниже той же водки аналогичного объема. Настойки пользовались прочной популярностью у малообеспеченных или «заботливо» берегущих семейный бюджет любителей выпить. Медиками же доказано, что употребление под видом лекарств суррогатного алкоголя приводит к самым тяжелым последствиям: серьезным отравлениям, судорогам, острой сердечной недостаточности и даже к смерти. «Аптечный алкоголизм» вызвал в обществе тревогу и опасения, заставив говорить о себе на всех уровнях власти. В результате принятых мер теперь в аптеках «Боярышник» и другие спиртосодержащие настойки подорожали, а продают в маленьких пузырьках по 25 миллилитров. Мелкая фасовка и выросшая цена сказались на спросе и потеснили лекарственную выпивку с первых позиций в рейтинге аптечных продаж. Дошло до того, что некоторые аптеки сами отказались от продажи настоек двойного назначения – маргиналы своим видом и запахом вызывают недовольство обычных покупателей и сильно достают ночными визитами самих работников.

Мимикрия суррогата

Но поклонников дешевого, рискованного суррогатного опьянения все равно остается много. Когда «душа просит», а в кармане пусто, эти люди ищут и находят дешевый способ «поправить здоровье». А раз есть спрос, будет и предложение, законы рынка работают четко. Иначе как объяснить появление на прилавках киосков среди бытовых товаров, газет, книг и детских игрушек пузырьков «Боярышника» со знакомым дизайном и тем же крепким содержимым. Только теперь на этикетке написано «Лосьон косметический «Боярышник» с содержанием спирта 75%. Судя по этикетке, он предназначен для наружного применения, очищает, тонизирует, снимает воспалительные процессы на коже. Есть и надпись: «Использование в пищевых целях опасно для здоровья», но разве жаждущих это когда­нибудь останавливало? А если это косметическое средство, то оно доступно всем, включая несовершеннолетних. Ведь торгуют «лосьоном» в самом обычном киоске, а не в аптеке, где отпуск товаров несовершеннолетним запрещен законом. Не изменился и дизайн этикетки, сохранено название, что указывает на очень условный «ребрендинг» и сохранение «целевой аудитории».

Пузырек в детские руки

Мы решили провести собственное расследование, чтобы понять: «Боярышник» в почтовых киосках – это лосьон против прыщей или, все­таки, суррогат алкоголя, средство общего пользования или препарат для избранных? Заручившись согласием родителей, под видом тайного покупателя отправляем за «Боярышником» 11­летнего мальчика и 13­летнюю девочку. В первом же киоске мальчику продавец ответила категорическим «Нет». Сильно подозреваем, что женщиной руководил здравый смысл и материнский инстинкт, а не официальный запрет или директива руководства, поскольку в другом киоске девочке лосьон продали без особых вопросов. После недолгого диалога с продавцом школьница стала обладательницей 100­миллилитрового флакона с этиловым спиртом. Испытав горькое разочарование оттого, что ребенок так легко смог купить почти стакан алкоголя стандартной крепости, предпринимаем вторую попытку. Здесь результат отрицательный – продавец второго киоска твердо отказала ребенку в покупке, аргументировав свой ответ тем, что «ты слишком мала, чтобы покупать спирт». Но на флаконе вроде бы написано: лосьон?

Пузырёк боярышника

Права или правила?

Помните, как легко герои стихотворения советского поэта толковали «что такое хорошо и что такое плохо?» Каждую ситуацию эти счастливые люди могли трактовать однозначно, уверенно разделяя черное и белое. В реальности каждый из нас ежедневно попадает в такие ситуации, которые вызывают двойственное чувство и неоднозначное толкование. «Фифти­фифти» стало результатом и нашего эксперимента, но ответа на вопрос, чем является содержимое пузырька с надписью «Боярышник», не дало. В одном киоске с соблюдением правил торговли состоялась продажа крепкой спиртосодержащей жидкости несовершеннолетнему, в другом случае подростка явно ограничили в правах покупателя, хотя и уберегли от потенциальной беды. С вопросом – на каком основании ребенку отказали в продаже лосьона? – мы обратились к начальнику отдела по защите прав потребителей администрации Рыбинска Светлане Пушкиной:
– Спиртовые суррогаты – это очень выгодный товар, и кто его использует, всем хорошо известно. Но для предметного разговора о том, что в данном случае нарушено – правила торговли или права покупателя, нужно точно знать, к какой категории товара относится лосьон «Боярышник» – к косметике, лекарствам или алкоголю, и может ли вообще продаваться в широком доступе, – пояснила Светлана Пушкина и порекомендовала нам обратиться в Роспотребнадзор.
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Рыбинске и Рыбинском районе Ольга Гоголева пояснила, что пока обращений и заявлений граждан на подобную тему к ним не поступало, и с такой проблемой прежде специалистам сталкиваться не приходилось.

– Но вероятность того, что таким образом выводят алкогольную продукцию из­под акцизов, существует, – прокомментировала специалист.

Если ответственным службам для начала каких­либо действий по предотвращению продажи «Боярышника» детям нужно официальное обращение, то просим таковым считать данную статью.

Конечно, можно в очередной раз сказать, что забота о своем здоровье и безопасности своих детей лежит, в первую очередь, в плоскости личной или родительской ответственности. Но такие рассуждения уместны в отношении взрослых. Каждый выбирает, как ему жить, что есть и пить. Но когда дело касается детей и подростков, чья дееспособность не является стопроцентной, на первый план выходят моральные аспекты торговли. Ведь продавцы также сами решают, чем торговать со своих прилавков и кому продавать.

Надежда ЛАЗАРЕВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 3 800



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


шесть + = 8

Описание картинки
другие новости недели