Бесконечные долги

Мы привыкли ругать коммунальщиков. Никогда представители этой сферы в умах обывателей не были добрыми, хорошими и честными. Представители сферы ЖКХ хотя и расстраиваются, но продолжают работать, чтобы в домах наших было светло, чисто, из кранов текла вода, а батареи были теплые. И чем ближе промозглая осень и холодная зима, тем актуальнее темы о коммуналке.

МРОТ

Долги — это то явление, которое постоянно сопровождает отрасль ЖКХ. Поставщики требуют выплаты задолженности с управляющих компаний, те, в свою очередь, пытаются получить деньги с населения, не всегда положительные расчеты и с муниципалитетом. Разобраться в этом замкнутом круге непросто. Как, впрочем, и разорвать его. О проблемах долгов в ЖКХ мы поговорили с директором юридической фирмы ООО «Инсайт» Сергеем Гордеевым.

— Сергей Вадимович, много ли работы у юристов, осуществляющих поддержку управляющих компаний?

— Работа по сбору долгов и решению судебных споров проводится постоянно. Если коснуться темы долгов населения, то цифры получатся неутешительными. По данным на конец первого полугодия 2014 года, население Рыбинска задолжало только ОАО «Управляющая компания» около 210 миллионов рублей. И взыскание их идет очень медленно.

— В чем проблема? Суд же может обязать человека заплатить.

— Работа юристов управляющей компании заканчивается в судах. Мы получаем на руки решение о взыскании, а не деньги. Далее бумаги передаются в службу судебных приставов, а уже они, с помощью своих полномочий, взыскивают средства с населения. Но дело в том, что эффективность работы данной службы оставляет желать лучшего. Например, за все время существования ОАО «Управляющая компания» — с 2009 года — нами было направлено 6,5 тысячи исполнительных документов на общую сумму около 140 миллионов рублей. В итоге мы получили лишь 41 миллион. То есть 29 процентов от суммы задолженности. Честно говоря, иногда создается впечатление, что некоторые акты о невозможности взыскания пишутся, не выходя из кабинета.

— Почему возникают такие мысли?

— Дело в том, что технические специалисты ОАО «Управляющая компания» знают жилой фонд, они общаются с жителями. И если только одна дверь в квартиру стоит тысяч 60, а за этой дверью живет должник, который якобы не в состоянии оплачивать коммунальные счета, то вывод напрашивается сам собой. Приставы в этой квартире не были.

— Трудно укладывается в голове, что человек, имеющий возможность потратить столько средств на входную дверь, не может заплатить за квартиру.

— Парадоксально, но факт: самые отъявленные должники — обеспеченные люди, реже — средний класс. Естественно, бывает сложная финансовая ситуация, но это 10–15 процентов от общего числа неплательщиков. Тех, кому это бремя действительно неподъемно, очень немного.

Директор юридической фирмы ООО «Инсайт»

— Если финансовая состоятельность должников позволяет им оплачивать счета, то почему они этого не делают?

— У нас очень мягкие законы. Если в Европе должников выселяют на улицу, то у нас — лишь на меньшую площадь. И то, такое происходит в самом крайнем случае. Только за прошлый год «Жилкомцентром» было направлено около тысячи материалов на выселение, но ни один из них не оказался в суде. Это что касается муниципального жилья. С приватизированными квартирами ситуация еще сложнее — суд отказывает в выставлении квартиры на торги даже при больших задолженностях, так как стоимость жилья несоразмерна сумме долга.

— Какова судьба долгов, если взыскать их так сложно?

— Мы направляем повторные исполнительные листы, а по прошествии трех лет эти долги становятся убытками управляющей компании. Но не нужно думать, что от этого страдают только сотрудники УК. Взаимосвязь между платежами населения и состоянием их домов самая прямая. Управляющие компании получают с населения не так много, как может показаться на первый взгляд. Тариф за управление многоквартирным домом составляет всего лишь 80 копеек с квадратного метра. Все остальное из строки «содержание и ремонт жилья» тратится на нужды дома. А значит, чем больше с этого дома собрано денег, тем больший объем работ будет выполнен, большее количество подъездов покрашено и заменены трубы.

— А как сказывается на сборах повышение коммунальных тарифов?

— По моему опыту, не сказывается. Должников в принципе становится больше год от года, независимо от того, повысилась плата за коммунальные услуги или нет. На средствах, собранных с населения, повышение также не отражается, так как повышают лишь тарифы на ресурсы — воду, свет, тепло, в то время как сумма на содержание и ремонт жилья остается практически неизменной вот уже три года.

— Раз уж мы заговорили о ресурсах, то давайте затронем и тему долгов управляющих компаний перед поставщиками. Как влияют неплатежи населения на ситуацию в этом вопросе?

— Напрямую. Правда, и здесь закон не на стороне управляющих компаний. Представьте себе ситуацию: возьмем период длиной в полгода. Естественно, что у нас сформировалась некоторая задолженность перед поставщиками воды или тепла. Она, как правило, равна сумме, которую задолжало население. «Теплоэнерго» или «Водоканал» выходят с иском в суд, выигрывают дело и получают от нас всю сумму целиком. Мы же, чтобы получить ту же сумму с собственников жилья, должны направить в суд 60 тысяч (!) исков в отношении каждого физического лица. Суд должен их все рассмотреть, вынести решение. А дальше начинается история взыскания. При этом методов воздействия на управляющую компанию как на юридическое лицо гораздо больше. В случае, если долг перед поставщиками не будет оплачен по судебному решению, могут быть заморожены банковские счета, наложен арест на имущество. Работа компании будет заметно осложнена. Вот и получается, что равенства сторон в вопросе коммунальных долгов нет.

— Где же выход?

— Выход здесь только один — ужесточать законодательство. Но пока этого не наблюдается, и думаю, в ближайшее время не будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 450



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


пять − 3 =

Описание картинки