Домой Образование В Рыбинске не хватает учителей труда

В Рыбинске не хватает учителей труда

0

Воспоминания о школьных уроках труда рисуют безмятежную картину: девочки шьют фартучки, мальчики выпиливают лобзиком. Педагоги преследовали конкретную цель — научить детей, говоря по-простому, работать руками. Времена изменились, в школу пришли новые образовательные стандарты, предъявив новые требования к урокам труда, или технологии, как их называют теперь. Об альтернативе ручному труду, возможностях рыбинских школ и о том, что может быть общего между школой и техникумом, мы узнали в городском департаменте образования.

Технология нового стандарта

Уроки технологии существуют в расписании школьников только с первого по восьмой классы. В будущем этого предмета лишатся и восьмиклассники – новыми ФГОС он предусмотрен только по седьмой класс включительно. И если с учениками начальной школы ситуация прозрачна – им по­-прежнему важно развивать мелкую моторику рук и формировать творческое мышление, то со средней школой дела обстоят сложнее. Дети этого возраста, согласно стандарту, должны осваивать пространственное и проектное мышление. Стандартом также предусмотрено, и некоторые школы нашей страны это практикуют, виртуальное образование. Иными словами, детям предлагается не приготовить салат или смастерить табуретку, а описать технологию их создания на бумаге. Этим и ограничиться.

– Опытные учителя­-предметники видят в таком подходе значительный минус. Пока ребенок не попробовал сделать изделие своими руками, пока опытным путем не понял, что этот болтик не подходит по диаметру к этой детали, говорить о грамотном технологическом образовании сложно, – озвучивает мнение педагогов первый заместитель директора департамента образования Светлана Смирнова. – Второй момент – теряется связь с реальной практикой. Всё-таки именно технология предполагает профориентацию. Поэтому разумнее говорить, что на уроках появились элементы проектирования, но должен оставаться и тот ручной труд, который присутствовал в старой школе. В рыбинских школах учителя стараются вовлечь детей в подготовку проекта с обязательной практической реализацией своей идеи.

Школьные мастерские

В отношении задач, которые стоят перед школьниками на уроках технологии, образование осталось консервативно. Девочки занимаются так называемым обслуживающим трудом – кулинарией, шитьем, разбираются в основах ведения домашнего хозяйства. Мальчики осваивают столярное, слесарное дело, «мужскую» работу по дому. Считается, что с девочками проще – швейные машинки, а уж тем более газовые плиты есть в каждом доме. Мамы воспитывают помощниц и сами рассказывают дочерям, как сварить суп и пришить пуговицу. Оборудование кабинетов труда обновляется, в них уже не встретишь допотопных швейных машин и электроплит, к которым страшно притронуться. А вести уроки технологии может любая женщина­педагог. Организовать обучение мальчиков сложнее.
­
Выясняется, что в редких семьях у отцов есть наборы инструментов. И если еще молоток и гвозди найдутся, то электролобзик, электродрель или перфоратор можно обнаружить далеко не в каждом доме. И буквально в единичных семьях есть станочное оборудование. Далеко не каждый ребенок знает, для чего нужен тот или иной инструмент и как им работать, –
приходит к неутешительным выводам Светлана Смирнова. – Образовательный стандарт определяет минимальный набор инструментов, который должен быть в каждой школе. Но при этом никто не понимает и никто не говорит, откуда взять деньги на его закупку.
Два года назад рыбинские учителя технологии провели ревизию школьных мастерских и ужаснулись: ручной инструмент не меняли долгие годы, устаревшим морально и износившимся физически выглядел станочный парк. Прежде поставку инструмента и материалов в школы осуществляли городские предприятия. После того, как патронаж оборвался, школьные мастерские словно остались без хозяйской руки. Заручившись поддержкой департамента образования, учителя составили прейскурант на инструмент и технику, аккумулировали опыт тех коллег, кто уже сделал единичные приобретения, и сообща принялись за решение вопроса.
Сейчас в школах города идет обновление мастерских, в первую очередь, ручного инструмента и столярного оборудования. Закупки, естественно, зависят от финансирования учебных учреждений, а оно у всех разное, однако в той или иной степени дело сдвинулось с мертвой точки во всех школах Рыбинска, утверждают в департаменте образования.

Выгодное сотрудничество

Слесарное оборудование стоит в разы выше столярного, но обучать школьников работать на нем тоже надо, тем более что промышленный сектор рынка, которым живет Рыбинск, так или иначе связан с обработкой металла.

– В новом законе об образовании есть положение, в котором указано, что для уроков технологии можно использовать материально-­технические базы учреждений профобразования, – поясняет Светлана Смирнова. – Мы хорошо изучили возможности колледжей и училищ Рыбинска и заключили договор с Рыбинским промышленно­-экономическим техникумом. Он располагает изумительной базой – современными слесарными мастерскими, новыми контрольно-измерительными приборами, имеет симулятивные станки с ЧПУ, которые не по силам приобрести нашим школам.

Часть уроков по технологии было решено перенести из школы в учреждение профессионального образования. Техникум готов предоставить базу и преподавателей для проведения занятий. Школам не придется изобретать велосипед: тратиться на дорогостоящее оборудование, необходимое для незначительного количества учебных часов. Не оставили в стороне и девочек: они прошли через кулинарный цех, получили уроки банковского дела и парикмахерского мастерства. Профессиональное учебное заведение, в свою очередь, продемонстрирует свои возможности перед потенциальными абитуриентами. В прошлом учебном году пройти через мастерские техникума смогли далеко не все школьники, поскольку проект только начали испытывать в действии. В этом году число обучающихся по новой программе будет увеличиваться.

Мастер на все руки

Даже самое лучшее техническое оснащение кабинетов и новаторские подходы к образованию не приведут к результатам, если проводить уроки будет некому. Технически грамотных мужчин, готовых вести уроки труда у мальчишек и имеющих педагогический опыт, крайне мало. Ресурс находят, привлекая учителей­-мужчин, ведущих ОБЖ, военных в отставке, преподавателей дополнительного образования, пользуются возможностями методического объединения, где педагоги обмениваются опытом.

– Ожидать в наши школы большого притока мужчин­-технологов не приходится, – констатирует Светлана Смирнова. – Поэтому сейчас стоит задача сохранить то, что имеется в кадровом ресурсе. Большим подспорьем в этом деле являются учреждения допобразования технической направленности. Но, к сожалению, остаются еще школы, где уроки технологии у мальчиков ведут женщины. Кстати, проект с техникумом позволил частично решить кадровую проблему: на занятия мальчиков приводили женщины-­педагоги, но занимались­-то с ними мужчины.
Будущее уроков технологии в рыбинских школах Светлана Смирнова видит, во-­первых, в постепенном переоснащении школьных мастерских, во­-вторых, во взаимодействии с профессиональными учебными заведениями города, в­-третьих, если позволит финансирование, в обновлении технической базы учреждений дополнительного образования. Объединяясь ради образования детей, каждая сторона получает свою определенную выгоду, но в целом работает на большее – фактически на будущее своего города.

Елена Бойкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.