Как рыбинцам жить после выборов?

Как изменится жизнь Рыбинска и Рыбинского района после принятия закона «О выборах»?

Продолжая реформировать систему местного самоуправления,  Ярославская областная Дума 30 сентября приняла закон «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». Если Ярославль и Рыбинск изменения, прописанные в этом законе, обошли стороной, то Рыбинский муниципальный район ждут принципиальные перемены в формировании руководящих органов  власти.

 

Вертикаль

 

Схема, по которой глава субъекта выполнял и функции главы администрации, работала с Рыбинском районе с 2006 года. Теперь же конструкция местного самоуправления в Ярославской области в целом и в Рыбинском районе в частности меняется принципиально.

Выбрав кардинально новую схему формирования органов местного самоуправления, законодатель взял на себя очень серьезную ответственность перед населением. Вместе с управленческими навыками глава администрации района должен будет обладать и достаточным опытом, чтобы заслужить доверие населения своего района, – говорит заместитель главы администрации Рыбинского муниципального района по АПК, имущественным и правовым вопросам Александр Малышев.

Согласно новому закону, жители Рыбинского муниципального района сохранят возможность напрямую избирать депутатов и глав сельских поселений. В свою очередь, избранные главы и несколько депутатов от каждого поселения (в зависимости от числа избирателей) войдут в состав Муниципального Совета – районного представительного органа. Когда Совет депутатов будет сформирован, его члены из своего числа выберут главу муниципального района. Учитывая то, что глава поселения не может быть избран на эту должность, район возглавит один из народных избранников. Глава муниципального района, и он же – председатель районного Муниципального Совета будет решать организационные вопросы, касающиеся деятельности Совета, и проводить его заседания. Он, а также главы поселений и депутаты обоих уровней будут выполнять свои полномочия на протяжении пяти лет.

Принятый закон разделяет полномочия главы района и главы администрации района, усиливает вертикаль государственной власти. С 2015 года глава администрации муниципального района  ключевая фигура, отвечающая за развитие и успешную хозяйственную деятельность в районе, будет выбираться из числа кадрового резерва конкурсной комиссией, в состав которой в равных долях войдут члены районного Муниципального Совета и представители правительства Ярославской области. Трудовой контракт с главой администрации будут заключать на два года с возможностью его продления в случае успешного выполнения управленцем своих обязанностей. Вместе с этим предусмотрен и механизм прекращения полномочий руководителя администрации по инициативе конкурсной комиссии в случае неудовлетворительных результатов его труда.

 

Местные полномочия

 

Одновременно с изменениями в порядке формирования местных политических, представительных и хозяйственных органов власти, приняты поправки к областному закону «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области». Этот закон еще раз очертил круг вопросов районных и поселенческих чиновников, разграничил зоны хозяйственной ответственности. Его ждали, и при разделе хозяйственных полномочий спорили по каждому пункту. Среди положений закона, влияющего на хозяйственную деятельность Рыбинского района и сельских поселений, расположенных на его территории, особенно важными Александр Малышев считает следующие. Отныне отвечать за снабжение газом, водой и теплом, поддерживать в рабочем состоянии канализацию будут районные коммунальщики. Им и раньше приходилось решать хозяйственные проблемы, за которые на бумаге отвечали местные руководители. Так, долги за газ в Волжском сельском поселении были реструктурированы минувшим летом при помощи администрации Рыбинского района. Теперь за решение этих вопросов районные власти будут отвечать по закону, а не поневоле.

В остальных важных для жизни селян вопросах сохранен статускво. За состоянием дорог внутри населенных пунктов попрежнему будут следить сами сельские поселения. Они же будут обеспечивать нуждающихся жильем, предоставлять места для работы, организовывать ритуальные услуги и следить за состоянием мест захоронений. Содержание клубов и Домов культуры остается в ведении района, но за пополнение библиотечных фондов отвечают власти поселений. Организацией сбора и вывоза мусора, как и раньше, будут заниматься поселковые службы. Это одна из наиболее сложно решаемых в частном секторе проблем – закона, обязывающего владельцев строений следить за чистотой около них, нет, и властям часто приходится рассчитывать лишь на сознательность домовладельцев.

По словам Александра Малышева, такой порядок распределения обязанностей сложился исторически, он отлажен и эффективно работает. А вот размеры финансирования, выделяемого на хоздеятельность, оставляют желать лучшего: районный и, тем более, поселенческие бюджеты пополняются в гораздо меньших объемах, чем требуется.

 

Подходы разные, проблемы – похожие

 

Заместитель председателя Муниципального Совета Рыбинска третьего созыва, депутат Александр Соколов формулу управления, в которой присутствует позиция «ситименеджера», называет сложной, но оправданной в ситуации, когда муниципальное образование не имеет серьезных собственных доходов.

Рыбинск нововведения в формировании органов местного самоуправления не затронули. Как и раньше, депутаты и глава городской администрации будут избираться прямым голосованием. Изменения коснулись лишь сроков их пребывания на выборных должностях: со следующего созыва они увеличиваются с четырех до пяти лет.

Хроническое недофинансирование накладывает свой отпечаток на развитие города. Выборы в Муниципальный Совет депутатов состоялись лишь месяц назад, в ходе предвыборных кампаний сделано немало обещаний.

Люди доверяют, а финансов на воплощение проектов в бюджете мало, без денег работать сложно. А в ситуации Рыбинска вопрос бюджетного дефицита гораздо важнее, чем выборные политические модели, – говорит Александр Соколов. – То, что Рыбинск выделен из числа остальных муниципальных образований и приравнен к Ярославлю, с одной стороны, свидетельствует о его потенциале. Однако то, что в Рыбинске остается или возвращается из области мало средств от налоговых сборов, ведет к дефициту бюджета, накладывает значительные ограничения на жизнедеятельность всех структур.

По словам депутата, городской бюджет недополучает денежные средства от налога на доходы физических лиц. От налога на имущество освобождены пенсионеры, а они являются собственниками значительного числа жилых помещений. Хозяева квартир в многоэтажках не платят земельный налог, так как выделение им земельного надела не урегулировано законодательством. Юридические лица налог на имущество полностью перечисляют в область, а в Рыбинск денежные средства в виде субсидий и субвенций возвращаются в сильно урезанном виде. Даже штрафы за нарушение Правил дорожного движения, собираемые с рыбинских водителей, в Рыбинск не возвращаются вообще.

Впрочем, на дефицитный бюджет жалуются не только власти Рыбинска. Депутаты областной Думы также озабочены увеличением доходной части своего бюджета. Этот вопрос обсуждался в Ярославле одновременно с принятием решений о самоуправлении на местах.

Закон о сохранении прямых выборов в Ярославле и Рыбинске до сих пор не подписан, что стало причиной бурного обсуждения и вероятного давления на губернатора Сергея Ястребова. Однако, как уверяют в Ярославской областной Думе, нормативный документ будет принят даже в случае губернаторского вето.

 

Надежда Лазарева

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 478



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


− 1 = два

Описание картинки