Рост цен на молоко в Рыбинске

Ярославская область оказалась среди лидеров по подорожанию пастеризованного молока – рост цен на него составил 12,9% и намного обогнал средние показатели по стране. Обоснованная сезонность или заговор производителей? Почему и куда побежало молоко, в мнениях экспертов «РН»

Молочная продукция

Что означают инфляционное таргетирование и волатильность рубля по отношению к доллару, большинство из нас понимает плохо. Но реакцию продуктового рынка на процессы, происходящие в экономике, ощущает на своем кошельке каждый. И если подорожание привозных деликатесов еще можно объяснить санкциями, то скачок стоимости своего родного, а еще и социально важного продукта – молока – вызывает массу вопросов.

 

Подняли с запасом

 

Согласно данным «Интерфакса» на конец октября, с августа средние цены на мясо кур в России повысились на 4,9%, на говядину — на 3,7%, на свинину — на 3,1%. На молочном рынке больше всего подорожало сырое молоко — на 3,1%. Цена пастеризованного молока (жирность 3,2%) повысилась на 2,5%, сливочного масла — на 2%, сыров — на 2,4%. Ярославская область оказалась среди лидеров по подорожанию пастеризованного молока – рост цен на него составил 12,9% и намного обогнал средние показатели по стране. Свою лепту в неприятную статистику внесли и рыбинские производители пастеризованного молока: цены на продукцию местных производителей, еще летом колебавшуюся в районе 30­35 рублей, теперь на некоторые виды этого продукта перевалили за 40. В продуктовых магазинах скачок цен на молоко от местных производителей и продукты, приготовленные на его основе, произошел в конце сентября, обескуражив не только обычных покупателей, но и оптовиков.

– «Рамоз» поднял цены сразу на 10%, объяснив это сезонным повышением стоимости сырья. На некоторое время мы прекратили закупки и направили на завод письма, в которых указывали на необос­нованность такого резкого подорожания. Ведь не все сырье закупается на стороне, у завода есть собственные фермы. Производитель на снижение цены не пошел, нам пришлось соглашаться с заводскими ценами – покупателю молоко нужно, – рассказывает менеджер по закупкам торговой сети «Дружба». – «Молочные продукты» поднимали свои цены в октябре дважды, после чего наценка для местных торговых сетей – «Дружбы» и «Мирового» – составила 10%. Для «Дикси» и «Магнита» подорожание ограничилось 5%, а в «Карусели» цена вообще не изменилась.

Пока производители и продавцы молока выясняли отношения, покупатели привыкали к новым ценам на молочных полках. Пакет молока 2,5% жирности, который в середине лета стоил 31 рубль 50 копеек, теперь обходится покупателю в 35­39 рублей, цена пол-литрового йогурта увеличилась на 3­6 рублей, сметана подорожала на 6­10 рублей. Стоимость пакета цельного молока доходит до 45 рублей.

У молочных рядов

 

Предпосылки есть

 

По мнению экспертов, резкое подорожание молока в Рыбинске может быть объяснено несколькими факторами: зап­ретом на торговлю «с колес» из бочек и цистерн, дефицитом сырого молока из­за запрета на ввоз в Россию сухого молока, отсутствием согласительной комиссии, которая могла бы повлиять на переработчиков молока или рядом накопившихся факторов. Среди людей, разбирающихся в местной экономике, слышны разговоры о сговоре переработчиков молока.

Сельхозпредприятие «Молога» насчитывает на своих фермах около тысячи коров, каждая из которых дает в год порядка 4800 литров молока.

– Молоко с фермы всегда дорожает осенью и дешевеет весной. Это связано с тем, что в холодное время года затраты на содержание животных увеличиваются. Летом молоко переработчики принимают у нас по 18 рублей за литр, зимой – по 19. Подорожание в один рубль нисколько не должно повлиять на конечную цену молока, ведь весной, когда отпускная цена сырого молока у нас снижалась, на ценниках в магазинах это не отразилось, – считает генеральный директор ООО «Молога» Татьяна Кухарева.

С введением эмбарго на ввоз сухого молока спрос на сырой продукт вырос. Да и надои у коров в зимнее время снижаются. Дефицит молока, а Ярославская область лишь на 79% обеспечивает себя этим продуктом, заставляет переработчиков думать о его закупке у соседей. При этом спрос остается высоким, что, в свою очередь, служит предпосылкой для увеличения цены. Надежда на то, что в ближайшем будущем будет улучшение ситуации, слабая. По данным аудиторов счетной палаты,
составивших и направивших в Государственную Думу отчет «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», возможности отечественных производителей сельхозпродукции в ближайшее время не позволят в полной мере заменить европейские и американские продукты на российские аналоги.

Ярославльстат, опубликовавший отчет о покупательской способности жителей нашей области за январь–август 2014 года, сообщает о ее снижении. В анализируемый период не вошли те месяцы, когда инфляция стала наиболее ощутима, но, даже исходя из таких данных, покупательская способность по молоку и сливочному маслу значительно снизилась по сравнению с январем–августом 2013 года. Так, на средний доход жителя Ярославской области сейчас можно купить 460 литров молока против прошлогодних 509, а сливочного масла 55 килограммов против 64. По расчетам министерства экономики РФ, опубликованным в прессе еще в начале октября, дефицит молока и рост цен на него приведет к снижению потребления молочной продукции: в 2014 году этот показатель составит 243 кг на человека против 248,8 кг в 2013 году.

 

Пить будем меньше?

 

Повышение темпов продовольственной инфляции некоторые эксперты прогнозировали еще в августе, сразу после введения эмбарго. Чиновники, уверяя нас в обратном, посмевших поднять цены называли спекулянтами и обещали бороться.

– Я могу сказать, что повышение цен может возникнуть только из­за спекулятивных явлений, – говорил заместитель губернатора Ярославской области Александр Шилов. – Конечно, недобросовестные продавцы могут сыграть на этом, как в прошлом с гречкой, но мы поставим их в жесткие рамки.

Руководство ЗАО «Рамоз» от комментариев на наши письменные запросы по поводу ценообразования на свою продукцию отмалчивается, представители ООО «Молочные продукты» в телефонном разговоре ограничились общими словами о том, что сейчас дорожает все.

Коммерческие предприятия не обязаны оправдываться ни перед кем за свою ценовую политику. Надо признать, что и основания для увеличения стоимости продукции у них есть: увеличиваются цены на сырье, ресурсы, возрастают издержки. Чего больше в единовременном десятипроцентном повышении цен – желания увеличить свои прибыли или объективных причин, прокомментировать производители отказались. Фактом остается то, что молоко, служащее основой полноценного питания, является важным, «стратегическим» продуктом в рационе. Возможности приобрести молоко, минуя переработчика, после запрета на торговлю сырым продуктом у горожан практически не осталось. Ограниченные в средствах и вынужденные экономить люди от молока отказываются в последнюю очередь. Так что расплачиваться за повышение цен на молоко все равно придется потребителям. Только ощущение нечестности и разочарование от повышения цены рыбинскими производителями не оставляет.

Надежда Лазарева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 2 120



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


пять × 6 =

Описание картинки
другие новости недели