ГЧП — припарки для мертвого?

Хотелось бы начать с необычного. На первом же заседании Общественного совета при департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, заместителем председателя которого я являюсь, состоялся серьезный разговор о том, что нужно сделать, чтобы в нашу область инвесторы не боялись вкладывать деньги. Не те федеральные рубли, которые являются актом некоего поощрения за лояльность региональной власти, а деньги так называемых частных инвесторов, то есть людей, которые заработали капиталы на конкурентном рынке.

ГЧП

По ходу разговора мне пришлось послать свих коллег на три буквы… Нет, не подумайте чего плохого: я был вынужден напомнить о существовании механизма государственно-частного партнерства, сокращенно — ГЧП.

В нашей области, как, впрочем, и практически во всех регионах России, есть собственный закон № 50-з от 1.12.2010 «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства». Как он работает? В поисках ответа на этот вопрос я обратился к открытым источникам информации и посмотрел, кто у нас в регионе занимается инвестициями.

Итак, перечень структур, занятых привлечением в регион денег:

— департамент инвестиционной политики, в котором есть комитет по управлению инвестициями, инновациями и ГЧП, а также комитет регулирования инвестиционной деятельности;

— управление стратегического планирования правительства области, задачами которого являются:

— планирование целей социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу и контроль их достижения;

— планирование целей и задач социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу и контроль их достижения;

— комитет Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству.

Казалось бы, столько умных и ответственных людей работают над тем, чтобы инвестиции в Ярославскую область текли без препон и задержек.

Однако каковы же результаты работы нашего местного законодательства в части проектов государственно-частного партнерства? Они отражены в Реестре проектов государственно-частного партнерства Ярославской области. В этом документе прописаны целых пять проектов на всей территории региона. Цифра просто впечатляет!

В чем же дело? Да, в регионе есть собственный закон о ГЧП, цель которого — урегулировать процесс слияния частных денег и бюджетного финансирования на благо населения и во имя социально-экономического развития территорий. Но одновременно существует и некий подзаконный акт — постановление правительства Ярославской области от 2.03.2011 №124-п «О порядке подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Ярославской области». Это не простой рабочий документ, а настоящее произведение искусства, которое вполне можно назвать антизаконом. Изучая сей документ, я попробовал просчитать конкретные сроки выхода на реализацию проекта, но сбился где-то в районе полугода и бросил это бесполезное занятие. Однако стало понятно, что, имея такую нормативную базу, мечтать о том, что кто-то рискнет своими, а не федеральными деньгами, как-то наивно.

Нынешние областные депутаты, которые отвечают за формирование правил игры в этой области, похоже, вспомнили о ГЧП как эффективном механизме развития территорий и решили поправить положение. Но действуют они очень тихо и медленно. Похоже, как всегда и скорее всего, на помощь своим «братьям меньшим» придут федералы со своим реанимируемым сейчас Законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Но пока идут «игры разума» в тиши различных властных кабинетов, появился ли свет в конце туннеля? Могут ли помочь мертвому припарки? Похоже, ответ положительный.
По воле случая мне довелось получить некоторый опыт работы по инвестиционному направлению в Республике Крым. Правительство этого региона решило задачу максимально просто. Оно пошло по пути наименьшего сопротивления, но не для себя, а для всех желающих инвестировать в экономику полуострова, и 7 октября 2014 г. выпустило в свет документ на девяти листах, полностью регламентирующий механизм рассмотрения обращений инвесторов. Самое интересное, что согласующих структур всего четыре, а сроки согласования установлены в 10 дней.

Я понимаю, что можно найти множество оправданий низкой инвестиционной активности в нашей области, таких, как нынешние внешние санкции, кризис и прочее, но по этому поводу вспоминается афоризм, приписываемый Петру I: «Есть желание — тысяча способов; нет желания — тысяча поводов!»

Сергей Чурочкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 070



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


четыре + 5 =

Описание картинки