Домой Общество Огненная красота металла, или о ковке и штамповке

Огненная красота металла, или о ковке и штамповке

0

Пылающий горн, снопы искр от фортуны, наковальня и на ней — еще горячая кованая роза. Череда разномастных инструментов над верстаками, пышущие жаром фигуры мастеров… Отойдешь от горна — прохладно, но чашка чая быстро согревает.

— Давай про бизнес в другой раз, — говорит Александр. — Я вот смотрю на город, и в глазах рябит от этой убогой станочной ковки. Это как китайские двери — едва они появились, первые несколько лет все восхищались: а-а-а, такая красота! А сейчас никому они не нужны, потому что ширпотреб. Вот и эта «ковка» — везде, в каждом углу. Да, бывает и узор красивый, но когда он сделан на станке, он не живой.

Кузнец — он ведь художник, свое будущее изделие рисует, ночами не спит, думает. А потом пестует, как дитя родное. И вот уже смотришь, где-то на фасаде — не просто балкон или карниз — художественное произведение. И очень в тему приходится к архитектуре здания. Причем не обязательно в рисунке должно быть множество завитушек и финтифлюшек. Он может быть очень простым, но здание сразу преобразится. Если, конечно, художник угадает суть, стиль, создаст то, что мы называем красивым словом гармония. И если кузнец действительно художник, мастер, он угадает. Вопрос в другом — нужно ли это заказчику, который, заказывая узоры из металла для своего дома, офиса, торгового центра, салона, фактически рисует образ города. И мне не все равно, каким он будет.

Вот одно из зданий на улице Герцена — туда даже заходить не хочется. Смотришь на убогие «кованые» штампы и понимаешь — в оградах на кладбище куда больше эстетики… Если не можешь сам придумать, пригласи профессионального дизайнера, чтобы не выглядело убранство здания как три загнутые проволочки.

— Я знаю, ты и сам рисуешь. И смотришь на город профессиональным взглядом владельца кузницы. А что тебе в нашем Рыбинске нравится?

— Да мне вообще Рыбинск нравится. Но половину козырьков я бы убрал, чтобы они не позорили ни лавочку, ни ее хозяина. Или бы что-то дополнил, убавил-прибавил. Мне нравятся, к примеру, деревья напротив старого «Эльдорадо» на Крестовой, которые ковались у Александра Третьякова. Сколько уже стоят, а не приедается этот образ, словно живые притягивают взоры. А взять те же самые фонарики во дворе у магазина на Крестовой. Издалека вроде красиво, а подойдешь — штамповка. Тоска берет. Хотя, фонарь может быть и красивый, но их столько одинаковых на каждом шагу, что хочется взять в руки рогатку и расстреливать.

— Это что — дефицит культуры или денег?

— Ну да, заказчик хочет сэкономить. Но если человек, вложивший в строительство десятки миллионов рублей, вешает  на фасады куцые балкончики или ставит какие-то китайские фонарики… Впечатление такое, что на последние гроши заказал. Лишь бы было, а как — не важно. Вбить десятки миллионов в здание и сэкономить гроши на его убранстве… Неужели он не сможет заказать настоящую кованину, неповторимую, в единственном экземпляре? Если ведем разговор о ковке — пусть это будет действительно ковка. Работа дизайнера, проект…  Даже мои кузнецы нарисуют красиво. Но ведь заказчики требуют подешевле, да чтобы крикливо и аляписто…

kovka

Вот смотри, те же завитки, вроде, мелочь. Но можно вот так сделать у них кончики, а можно — вот так. Есть разница? Как черное и белое! Вот эти завитки в воротах. Рисунок тот же, а исполнение другое. И восприятие будет другое. Разница в чем? Вот это можно сделать на станке. Просто и быстро. А можно мастерски вручную закрутить металл в изящную ракушку — смотри, какая красота.

Первое впечатление о хозяине здания создается по этой кованой «одежке». Просто хочется город видеть красивым. А как поступают многие заказчики: архитектура выдала предписание, а раз обязаловка, сделайте мне чего-нибудь подешевле, закрутите две железки, лишь бы не допекали потом. Но сколько в городе старинных зданий, построенных 150 лет назад. Красивые ограды, карнизы, балконы, есть и литые, и кованые. И лепнина, и неповторимый рисунок кирпичной кладки. Шедевры — залюбуешься. А бывает и просто, со вкусом, гармонично, ни убавить, ни прибавить… Поневоле остановишься и захочешь узнать, кто был хозяин, чем он жил, каким делом занимался, что значил для города. Но видишь этот вот ширпотреб, и сразу интерес пропадает, только досада берет. И получается — дом сам по себе, а ковка — отдельно, как мишура новогодняя, которую скоро снимут. Обидно даже, вроде люди образованные.

— А что делать? Ты сам-то что можешь изменить?

— Я, конечно, не собираюсь революцию устраивать, просто мы разговариваем с заказчиком, смотрим его дом, объясняем, что, к примеру, предложенный им модерновый стиль ковки не подходит к архитектурным округлостям здания. Предлагаем свои варианты. Нередко заказчики соглашаются. Мы же не стараемся просто «впарить» свою ковку. Мы хотим, чтобы наша работа осталось надолго.

— А если заказчик с тобой не соглашается?

— Тут уж хозяин — барин, сделаем, как просит. Но уже без удовольствия.

— Есть вещи, которые ты не будешь делать принципиально?

— Есть. Я принципиально не буду продавать наши изделия по себестоимости. Конечно, если бабушка придет и попросит сделать ей цветочницу, сосчитаем цену по минимуму. Заметь — я не говорю «сделаем скидку». Слово скидка — подлое. В применении  к нашему производству скидка подразумевает уже то, что изделие я имею право сделать с более низким качеством. Так что мы работаем без скидок, по-честному. Нередко заказчик мне указывают на стоимость — чего, мол, такая высокая цена, тут и железа-то всего… Я сразу говорю — так сделайте сами, вам дешевле выйдет. Люди ошибочно считают, что изделие стоит столько, сколько стоит железо. Но ты же не железо покупаешь. Это железо привезено, раскроено, разогрето в горне, отковано, закручено-завито, приварено-собрано, плюс амортизация, электроэнергия, уголь, краска, доставка, налоги, зарплата, развитие…]

savelyev

Мы уже 15 лет стабильно работаем, и это дает возможность постоянно совершенствоваться. Начинали тоже сложно, с машинной ковки. Народу нравилось — и красиво, и не дорого. А потом тошнить начало от этих штампов, и мы уже сами не хотели так работать. Бывает, смотрю на наши ранние работы — стыдно становится. Сейчас у нас хорошие мастера, каждый со своими идеями, своим опытом.

— Я так понимаю — у вас не по Райкину: один пришивает рукав, другой — пуговицы?

— Нет, у нас весь заказ делает один кузнец. Рисунок, крой, ковка, сборка, сварка, зачистка. Разве что покрасить может другой мастер, или кузнец берет себе помощников на подхват — приварить что-то, подержать.

— Расскажи о кузнецах.

— Сказать честно, настоящий кузнец в Рыбинске один — Саша Третьяков. Нам до него еще расти. Он востребован в Москве и Питере, мы работаем в Рыбинске, в области. Но наши мастера самобытные, у каждого свои приемы, своя манера работать.

— А если твое видение и его вариант не совпадают?

— Бодаемся. Спорим. Приходим к компромиссу, чтобы и хозяину угодить, и кузнецу себя не уронить до ширпотреба. Вижу — человек старается, работает с душой, выходит не изделие — конфетка! А другой точно скопирует предложенный рисунок. Часто приходят заказчики с готовой фотографией — хочу как у соседа Васи… Но копия — она и есть копия.

Про кузнецов, говоришь? Ну, вот Саша Беляков. Самоучка, начинал работать в Мышкине, учился у Третьякова, работал в его фирме, многому научился и в технологии, и в дизайне. Я приношу ему эскиз, сложный рисунок, Саня такое никогда не делал. Но он обязательно возьмется. Ему это интересно. И я знаю, что это будет красиво, у парня есть художественный вкус. Ему только 30 лет, и он постоянно растет, развивается, придумывает, берет в работу все более сложные заказы. Иногда смотришь на эскиз, предложенный заказчиком, и думаешь  — это, пожалуй, к Третьякову. А Саша берется. У нас оборудование такое, что можно сделать все, но помимо оборудования нужна еще фантазия, нужно, чтобы Бог кузнеца в темечко поцеловал. Его точно поцеловал. Он еще занимается историческим фехтованием, кует настоящие доспехи, оружие.

Есть у нас художник, из железа лепит, как из пластилина. И имя у него кузнечное — Данила. Тоже начинал у Третьякова. Потом — на заводе, но на штамповке не прижился — ушел. Сейчас у нас работает.

— А вот этот колоритный бородач?

— Это Миша Трепов. Он вообще понятия не имел о ковке. Однажды позвонил — хочу стать кузнецом, можно к вам учиться? Профессиональный повар, работал менеджером на фирме. Но в свои 35 сделал такой вот разворот и начал с нуля. Постепенно освоил все производство, и теперь многие солидные заказы можем ему доверить, но пока не все. У него есть очень хорошая черта — он настырный, смотрят, как работают другие, потом пробует сам. Знаю, что через год он будет делать самые сложные заказы самостоятельно. В общем, похоже, человек себя нашел.

Конечно, кузнец кузнецу рознь. Приходили к нам с завода кузнецы — стаж в четверть века. Но при всем уважении кроме кувалд он ничего не ковал. Говорим — извините.

— Хозяином фирмы стал твой сын?

— Да. Ему уже 27, и он давно здесь работает, сам научился многому на производстве. Он не боится работать, не боится браться за новое дело. Очень дотошный в плане качества. Я могу поблажку дать кузнецам, а Алексей — нет. Никуда, говорит, не поедет изделие, пока не будет исправлено. К тому же у парня есть и свой предпринимательский опыт. Я за него спокоен.

— Ты знаешь своих коллег, работающих на ковке. Судя по обилию кованого убранства в городе и районе, таких фирм, как ваша, немало. Можно ли говорить о профессиональном сообществе, которое способно изменить облик городских улиц. Предложить свое видение, свои фишки, которые создадут особую незабываемую атмосферу?

— Вот об этом я и думаю. И знаешь, с чего мои думы пошли? Были мы прошлой зимой в Бресте, там на улице Гоголя есть уникальная аллея кованых фонарей, и каждый из них — эксклюзив. Идея мэра Бреста была проста и гениальна —  украсить пешеходную улицу, создать неповторимый образ и при этом не потратить ни копейки бюджетных денег. Над эскизами работали самые разные авторы — и кузнецы, и художники, и архитекторы, и даже школьники. А спонсорами стали предприятия города. Главная тема — Гоголь. Здесь и тройка из «Мертвых душ», и «Нос», и сценка из «Вия», и черт из «Вечеров на хуторе…». А дальше — самые разные оригинальные фонари — скульптуры из кованого металла — ангел, клоун, музыка, дети… Полет фантазии. И в каждом угадывается специфика предприятия или фирмы, которые вложили деньги в этот проект. Будь то старинная швейная машинка или голубь над землей (подарок турагентства). У подножия — табличка с именем мецената или названием фирмы. Я думаю, о такой работе мечтает каждый кузнец.

kovka

Знаю, что сегодня по своей популярности у туристов аллея фонарей уступает только Брестской крепости. И что интересно — если туристы попадают туда днем, они обязательно остаются, чтобы увидеть кованую скульптуру в свете ночных фонарей. Причем, на этой аллее еще есть место для того, чтобы любой, кто хочет, сделал городу свой оригинальный подарок.

Есть такая пешеходная улица в Нижнем Новгороде  — Покровка. Там скульптурные композиции в каждом квартале. Хочется здесь бродить и бродить, фотографироваться на память и снова сюда возвращаться.

Сразу захотелось что-то в этом духе сделать в Рыбинске. К примеру, на набережной Волги или просто в начале каждой улицы поставить кованый артобъект, тот же фонарь, в котором обыгрывалось бы название улицы. Та же Стоялая — бурлацкая тема или киношная с Остапом Бендером. Пушкина, Карякинская, Софьи Перовской…

— Луначарского…

— А что, министр просвещения (смеется). Точней, нарком. Ну, так есть и исторические названия. Великие и невеликие люди, которые много сделали для города, жили в нем, любили его. Важна идея, которая бы объединила большой и малый бизнес в таком вот меценатстве, и каждый оставит в городе свой замечательный след, который проживет не одну сотню лет. Сюда потянутся туристы. И горожане по-новому взглянут на свой город, будут привозить сюда гостей, друзей, приходить с детьми. Гибкий, податливый, крепкий, долговечный кованый металл для этого подходит как нельзя лучше. Один из таких эскизов у нас уже есть. Конечно, рыбки — стерляди, а как же Рыбинск без них? Объемные, с закрученными, переплетенными водорослями, струями воды…

В Рыбинске достаточно хороших кузнецов, чтобы взяться за такой проект. Немало замечательных художников, дизайнеров, своя художественная школа… Думаю, многие предприятия и предприниматели могли бы себе позволить сделать родному городу подарок. Только не стоит это делать второпях к такой-то дате, как у нас принято. Такой проект должен жить во времени и пространстве, развиваться, прирастать новыми образами. Может, сбудется это когда-нибудь?

Марина Морозова

Предыдущая статьяРыбинцы жалуются на работу поликлиники
Следующая статьяОранжевое настроение

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.