Кто кошмарит ПАТП?

16 марта должно было состояться заседание совета директоров ОАО «ПАТП-1». Повестку дня заседания мы выясняли долго и часто безрезультатно. Причастные к ситуации люди ждали, что, кроме анализа экономической и производственной деятельности предприятия, возможно, поднимут вопрос и о смене руководства. Второй раз за четыре дня заседание совета директоров перенесли.

Кто без проблем?

– Кто у нас без проблем? Поинтересуйтесь, какой у «Сатурна» кредитный портфель. В последнее время только ленивый не интересуется деятельностью ПАТП. Что, автобусы не ходят? Срываются рейсы? Не довезли пассажиров? Писем об этом нет, жалоб тоже, – эмоционально отрицает наличие проблем у муниципального перевозчика недовольный нашим звонком генеральный директор ОАО «ПАТП-­1» Евгений Которков.
И вместо пояснения на вопрос о нарушениях лицензионного законодательства при организации автобусных маршрутов уходит от комментария:
– Это ведь не ваши полномочия. А наши и надзорных органов. Все, до свидания! – первым прерывает и без того недолгий разговор руководитель муниципального предприятия.

О проблемах, обострившихся в ПАТП-­1 в конце прошлого года, говорят теперь действительно много. О задержках в выплате заработной платы и миллионных убытках, о продаже лизинговых автобусов и нелогичных банковских кредитах, о проигранном конкурсе на межмуниципальные маршруты и пренебрежении оформлением документов при организации городских, о запрашиваемых из бюджета субсидиях и соперничестве за пассажира с троллейбусным управлением. О том, что «точка невозврата» – рубеж, после прохождения которого надеяться на внезапный успех предприятия невозможно, – ПАТП-­1 уже пройдена, тоже говорят. Обсуждая бухгалтерские отчеты и теоретизируя на тему экономической эффективности муниципальных перево­зок, менеджеры от транспорта и чиновники администрации, как нам кажется, за многозначными цифрами не видят «малозначимого» – людей. Ни жителей отдаленных районов, лишенных регулярного автобусного сообщения с центром города, ни тем более сотрудников самого автотранспортного предприятия, для которых каждый выход на работу становится испытанием.

Безысходность

Пожалуй, именно таким словом можно описать чувство, которое охватывает водителей муниципального автопарка при мыслях о работе. Зарплата нерегулярна, отсутствует понятная перспектива, техническое состояние автобусов далеко от идеального – приходя на работу, люди не знают, заведется автобус или придется неизвестно сколько времени стоять у забора, ожидая запчастей. Никто не может им гарантировать личную безопасность, если резина стерта до основания даже у «штатных» машин, что говорить о подменных. Обстоятельства, повлиять на которые у работяг возможности нет, лишают людей оптимизма. Вопросы, которые каждый из них приготовил для руководства автобусного парка, ответа не находят. «Планируйте свои расходы, администрация не дает субсидию, работайте как работали», – согласитесь, такие пояснения начальства звучат не очень убедительно. Сотрудники, не согласные с таким положением дел, на предприятии, конечно, есть. Но обострять ситуацию смелых не находится. Одно дело плеваться в гараже, а другое – оказаться водителем «неходячей», постоянно простаивающей машины. Отбывать рабочее время за минималку, лишившись премии за поиски справедливости, желающих нет. Вот и работают на свой страх и риск, ежедневно берут на себя ответственность за жизнь пассажиров, надеются на удачу, авось да призрачные обещания своего руководства. А они совсем не похожи на четкий бизнес­план, способный вывести предприятие из плачевного экономического состояния.

Виноватые определены

Виновные в катастрофическом положении ПАТП­-1, по мнению его представителей, очевидны. Количество пассажиров, перевезенных городскими автобусами, по данным статистики предприятия, в прошлом году снизилось на пять миллионов человек. Люди перестали подолгу дожидаться автобусов, сделали выбор в пользу маршрутных такси и троллейбусов, четко придерживающихся объявленного расписания. Те же, кто живет в отдаленных районах, не в силах компенсировать затраты предприятия на дальние рейсы. Эти поездки приносят транспортникам значительные убытки. Второй виновник бед первого ПАТП – ОАО «Рыбинскэлектротранс», которое охватило своими маршрутами все правобережные районы Рыбинска, установило более низкий тариф на перевозки и полностью отвечает ожиданиям пассажиров. Обижаясь на троллейбусное управление, менеджеры из автобусного парка и администрации не стремятся изучать и внедрять опыт коллег – как те, перейдя в частные и, видимо, более эффективные руки, избавлялись от непрофильных активов, оптимизировали свои расходы и схему движения, как привлекают пассажиров конкурсами и акциями, контролируют работу кондукторов.

Оценивая работу конкурентов, генеральный директор ОАО «Рыбинскэлектротранс» Владимир Матросов осторожен в выводах:
– Я не знаю внутренних причин, расходов предприятия. Может, надо было своевременно оптимизировать внутренние расходы, тщательнее продумывать маршруты, отстаивать дотируемые межмуниципальные перевозки. На помощь бюджета сейчас надеяться не приходится, предприятие должно само выкарабкиваться из ситуации.

Отсутствие субсидий из городского бюджета и убыточные рейсы – очередные обозначенные общественности причины неудач ПАТП-­1. При этом экономически обоснованная цена на перевозки – 17,5 рубля, а в Рыбинске, как известно, с одного пассажира за одну поездку в автобусе берут 18 рублей. Размер субсидии, которую просит предприятие, по мнению директора департамента ЖКХ, транспорта и связи Алексея Рябченкова, заметно завышен. Получается, на аргументы транспортников есть вполне убедительные контраргументы.
По­настоящему ощутимым и серьезным ударом для ПАТП­-1 стала утрата права на межмуниципальные, дотируемые из областного бюджета перевозки. Подразделение государственного областного предприятия ПАТП­-3 оставило рыбинских перевозчиков в конкурсе далеко позади себя. Оно получило дополнительные баллы от конкурсной комиссии за новые автобусы, которые теперь возят пассажиров по маршрутам №№ 101, 107 и 109.

– Процедура проведения конкурса прозрачна. Комиссия принимает решение коллегиально, в нее, кроме финансистов, входят представители ГИБДД, дорожного надзора, общественной палаты, Думы. Если участники конкурса не согласны с результатами, то имеют право обратиться в УФАС, Арбитражный суд и обжаловать результаты, – сообщил нам источник в областном агентстве транспорта. – Лоты на перевозки формируются равномерно из выгодных и невыгодных маршрутов. Успех предприятия на 99% зависит от руководителя. Там, где грамотный и эффективный менеджмент, – есть успех.
Прозрачный намек, правда, мутнеет на фоне информации о решении правительства региона создать единое областное автотранспортное предприятие.

– Объединение будет проводиться в этом году по аналогии с объединением ГУПов в единый ОблАвтоДор. Положительный опыт показывает, что благодаря этому повышается уровень рентабельности госпредприятий, сокращается ряд издержек, – отметил председатель правительства ЯО Александр Князьков. По его мнению, от слияния всех автотранспортных предприятий регион получит «мощную структуру, способную стабильно работать и конкурировать на рынке транспортных услуг в современных условиях». Какое место там должно занять рыбинское ПАТП­-1, не сообщается.

Было бы желание

От заинтересованности руководителя в успехе предприятия зависит многое. От участия в жизни предприятия собственника, администрации Рыбинска, тоже зависит немало.
Субсидии бюджетным транспортным предприятиям – обычный для мировой практики инструмент. В бюджет Рыбинска такой статьи при формировании главного финансового документа не заложили. Пригородные автобусы ярославского ПАТП­-3, получающего финансовую поддержку из области, забирают с остановок и городских пассажиров, уменьшая и без того оскудевший пассажиропоток ПАТП­-1. Зимнее расписание и режим выходного дня не отличается от летнего и будничного расписания. Частные маршрутки, на бумаге согласовав свое расписание с городским отделом транспорта, «пиратят» пассажиров у городских автобусов. За 2014 год численность работников автопарка уменьшилась более чем на 100 человек, в гараже ОАО «ПАТП-­1» не знают директора предприятия в лицо.

Список моментов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и экономическую успешность предприятия, можно расширить еще. Как поделены границы ответственности за успех, а в ситуации ПАТП­-1 скорее за неуспех, между менеджментом предприятия и чиновниками администрации – вопрос для потребителя второстепенный. Куда важнее горожанам знать ответы на другие вопросы. Удастся ли удержать муниципальный транспорт на плаву? Сохранят ли работу водители, механики, кондукторы? Останутся ли у горожан социальные льготы? Что ждет жителей отдаленных, малонаселенных районов?

16 марта в очередной раз не состоялось заседание совета директоров ОАО «ПАТП-­1». Повестку дня заседания мы выясняли долго и часто безрезультатно. Причастные к ситуации люди ждали, что, кроме анализа экономической и производственной деятельности предприятия, возможно, поднимут вопрос и о смене руководства. Второй раз за четыре дня заседание совета директоров перенесли – заместитель главы по городскому хозяйству Евгений Майн знакомится с предприятием, изучает документы. Ожидается, что очередное заседание совета директоров акционерного общества состоится уже на этой неделе.

Надежда ЛАЗАРЕВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 749



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


8 × два =

Описание картинки