Домой История Подвиг в топке: рыбинские железнодорожники в годы войны

Подвиг в топке: рыбинские железнодорожники в годы войны

0

Вторую половину 1941-го и весь 1942 год Рыбинский железнодорожный узел был по сути прифронтовым. На Запад через город непрерывно продвигались эшелоны с войсками и вооружением. Навстречу им шли поезда с ранеными. Станции «Рыбинск-Пасссажирский» и «Рыбинск-Товарный» немцы постоянно бомбили…

Из документов Рыбинского архива:

— 31 октября 1941 года. 10 часов 27 минут. На железнодорожный узел Рыбинска сброшено восемь фугасных бомб, каждая весом 100 килограммов. Разрушено два деревянных дома и 45 погонных метров железнодорожного полотна, повреждено пять домов. Разбито два товарных вагона.

2 декабря 1941 года. 14 часов 15 минут. На станцию «Рыбинск-Пассажирский» сброшено девять фугасных бомб, каждая весом 100 килограммов. Повреждено два товарных вагона и незначительное количество железнодорожного пути.

С 22 июня 1941 года и до 1 января 1943 года на Рыбинск совершен 101 налет вражеской авиации. Сброшено и разорвалось 42 206 фугасных авиабомб. Разрушено 18 промышленных зданий и 44 жилых дома.

Подвиг в топке

Работа в тяжелейших условиях требовала от железнодорожников максимального напряжения сил. А порой и подвигов.

SWScan00043Однажды ночью потребовалось срочно отправить из Рыбинска эшелон со снарядами. Свободного паровоза не было, взяли из резерва. Развели пары на  законсервированном локомотиве, но… забыли укрепить контрольные пробки в системе водоснабжения. Это грозило взрывом. Укрепить пробки можно было, лишь находясь в топке. Но она уже раскалилась, а чтобы ее охладить, требовалось четыре-пять часов.  Разрешить ситуацию взялся 17-летний котельщик Степан Карповский. Он настелил на пышущие жаром колосники сырые доски, надел мокрую брезентовую спецовку  и полез в топку. Товарищи страховали героя и в любую секунду готовы были вытащить его.

Эшелон с вооружением отправили из Рыбинска вовремя.

Машинисты

Наиболее опасной была работа машинистов. Отправляясь в очередной рейс, они не знали, вернутся ли домой живыми. Немецкая штурмовая авиация постоянно совершала налеты на наши поезда.

Так, в октябре 1941 года самолеты противника возле железнодорожной станции Лом разбомбили эшелон с жителями города Шуя Ивановской области. Шуяне ехали под Ленинград, чтобы участвовать в возведении оборонительных сооружений. Правда, Ленинград в это время уже был в блокаде. При бомбардировке эшелона погибло более ста человек. Их похоронили в братской могиле.

В августе 1942 года, близ Рыбинска, немцы разбомбили эшелон с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. На месте массовой гибели ленинградцев установлен памятный обелиск.

В 1930-х годах, отправляясь в рейс, машинисты порой напевали задорные строчки из «Железнодорожного марша», написанного композитором И.О. Дунаевским и поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом:

Летитете, летите вперед, паровозы!

Гуди веселее, задорный гудок!

Пускай долетит в города и колхозы

Могучая песня железных дорог.

В Великую Отечественную войну железнодорожники редко вспоминали эти строки. Многие ушли на фронт. На места старших товарищей вставала молодежь.

Инженер-капитан тяги

Среди наиболее опытных железнодорожников Рыбинска был и машинист паровоза Леонид Николаевич Коробков (1903 – 1980 гг.). Уже в 1930-х годах он стал специалистом высочайшей квалификации. В годы первых пятилеток зачинатель движения ударников в Рыбинском паровозном депо. В Великую Отечественную войну Л.Н. Коробков, наряду с основной работой, готовил из числа молодежи машинистов высокого класса. Обучил профессии машиниста даже свою жену Анну Федоровну. Более 40 лет Л.Н. Коробков трудился в Рыбинском паровозном депо. За упехи в труде удостоен звания «Почетный железнодорожник» и получил высшую награду Родины – орден Ленина.SWScan00042

А еще Леонид Николаевич имел редкое звание – «Инженер-капитан тяги». Это было одно из специальных званий, установленных для тружеников железных дорог в 1943 году. Для высшего начальствующего состава, например, имелось звание «Генерал-директор движения». Для старшего начальствующего состава – «Директор–полковник тяги». Для среднего начальствующего состава – «Инженер-капитан тяги». Для младшего начальствующего состава – «Техник тяги».

Лошадь или партия!

SWScan00041Одним из лучших машинистов Рыбинска был и Леонид Павлович Моченов. В войну он одним из первых начал водить составы повышенной грузоподъемности. «Карьере» Л.П. Моченова чуть было не помешали его… родители. В 1930-х годах они жили на улочке Ключевой, что за Пахомовским мостом, и держали лошадь. Это приносило небольшой дополнительный доход. Коммуниста Моченова вызвали в партийные органы и потребовали, чтобы родители избавились от лошади. Леонид Павлович отказался даже говорить об этом с родителями и его исключили из ВК(б). Война заставила партийное начальство забыть «проступок» Моченова и его наградили орденом Ленина.

 

Александр Козлов, сотрудник Рыбинского музея-заповедника

 

 

 

Предыдущая статьяДевушка-инвалид занялась свадебным креативом
Следующая статьяНа рыбинских АЗС подрожал бензин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.