– Прошу признать меня невиновным по всем статьям, – сказал подсудимый Юрий Ласточкин, обращаясь к судье Рыбинского городского суда Елене Грицай. Этому обращению предшествовали три часа выступления, в которых он подробно остановился на ходе расследования обоих инкриминируемых ему эпизодов и рассказал о скрытых причинах возбужденных против него дел.
Со словом к людям
Заседание началось точно в назначенное время, понимая значение происходящего, в зале суда разрешили вести видео и фотосъемку. Обратившись со словами благодарности к тем людям, которые его поддерживали с момента задержания, Юрий Ласточкин перечислил причины, заставляющие его выступить с заключительной речью.
Он выделил три момента: во-первых, наличие детей – умных, любознательных. Им будет важно узнать, чем же на самом деле занимался их отец, работая на заводе, а потом и в горадминистрации – делал двигатели или растрачивал заводское имущество и брал взятки?
Во-вторых, он считает, что необходимо дать возможность как можно более широкому кругу людей составить представление о том, как проходили следствие и суд. Третьей причиной назвал то, что страна должна знать абсолютно всех своих «героев».
Решения на законных основаниях
Первую часть выступления Юрий Ласточкин посвятил продаже «водокачки» – бывшему директору ОАО «НПО «Сатурн» вменяют в вину то, что водоочистные сооружения на проспекте Ленина были проданы заводом очень дешево. В 2009 году они обошлись сторонней фирме всего за 4,8 миллиона рублей, а через несколько лет были приобретены городом по цене, превышающей названную почти в 30 раз.
Руководить предприятием Юрий Ласточкин начал в 1997 году и отработал на заводе 12 лет. Под его началом «Рыбинские моторы» превратились в ОАО «НПО «Сатурн» – крупное производственное объединение, включающее в себя бывшее «Рыбинское конструкторское бюро моторостроения», московское предприятие «Люлька Сатурн», бывший Волжский машиностроительный завод, трест № 16 и некоторые другие предприятия. В 2008-м был приобретен контрольный пакет Уфимского моторостроительного производственного объединения, и оно тоже попало в состав НПО «Сатурн».
Завод активно развивался, шли закупки оборудования, станков, привлекалось огромное количество российских и зарубежных кредитов, шло строительство цехов, испытательных стендов.
Одновременно с модернизацией завода ломали старые площади, избавлялись от непрофильных активов – совхозов и аэродромов. Инфраструктурные объекты продавали и отдавали, иногда с большим трудом – на календаре был 2008 – 2009 год – непростое в финансовом плане время.
– Стоимость «водокачки» эксперт из Москвы определила в 120 миллионов рублей. Могу сказать, что комплекс бывшего Волжского машзавода – 60 гектаров площадей, цехов 300 тысяч квадратных метров – был приобретен «Сатурном» за 32 миллиона рублей. Бывший строительный трест № 16 был куплен заводом за 6 миллионов, а продан потом за 34 миллиона. Эксперт из Москвы убеждала суд, что в марте 2009 года за 120 миллионов можно было продать старую «водокачку» в Рыбинске. В Рыбинске в 2008-2009 году можно было завод купить на эти деньги. Когда я принимал решения, естественно, никогда не думал, что они будут оцениваться экспертами, прокуратурой, следственным комитетом.
Юрий Ласточкин утверждал, что не имел корыстных умыслов при продаже водоочистных сооружений и многих людей, которые фигурируют в уголовном деле, лично не знал.
– Мог бы я продать водоочистные дороже в 2009 году? Мог, если бы мой бизнес был в продаже водокачек, а не в строительстве двигателей. Мне не в чем признаваться. 11 июля 2013 года мне предложили оформить явку с повинной по статье 160 часть 4, получить четыре года условно, компенсировать ущерб, который якобы нанес. Обязательным условием был отказ от участия в выборах главы Рыбинска. 15 июля 2013 года было возбуждено дело по статье 201 часть 1. Считаю, что с этого момента началось мое незаконное преследование.
Дела закрыли, а враги остались
Капитализация предприятия к 2008 году составляла 900 миллионов долларов. По словам Юрия Ласточкина, в это же время ему стали поступать недвусмысленные и настойчивые предложения о продаже контрольного пакета акций. Переговоры шли 1,5 года, после чего «группа товарищей» перешла к решительным действиям: начались серьезные налоговые проверки на предприятии, коммерческие банки отозвали кредиты в размере 15-20 миллиардов рублей, был обрушен выпуск акций на сумму 4 миллиарда рублей. Налоговые санкции по итогам той проверки составили порядка 1 миллиарда рублей, было возбуждено четыре уголовных дела в отношении неустановленных лиц. Ласточкину четко давали понять, что завод лучше отдать.
– Мои адвокаты рассказывают, что в сети интернет спрашивают: Ласточкин понял, что надо молчать? Как он отреагировал на 11 лет и 250 миллионов – запрос от прокуратуры? Эти люди пишут под никами, они используют служебные и домашние компьютеры, но они все известны. Под запись скажу: я не понял, что молчание – золото. И не пойму. Потому что я считаю, что это такая же моя страна, я много для нее сделал и имею право свободно говорить о тех вопросах, которые являются для страны главными.
Итогом прессинга извне стал переход акций в декабре 2008 года к неким фирмам, зарегистрированным на физических лиц в Москве. Ласточкин оставался генеральным директором предприятия. В марте 2009 года, через семь месяцев после проверок, извинения ему принес лично прокурор области, уголовные дела в отношении неустановленных лиц были прекращены. Дела закрыли, а враги остались.
«Горжусь своими врагами»
В 2009 году он избрался главой, перешел на работу в администрацию города. Предпринимательскую деятельность прекратил, управление активами передал сторонней финансовой организации. Будучи главой, Юрий Ласточкин периодически замечал, что его телефон прослушивают, электронную почту проверяют. Случались и провокации – то сотрудников администрации на крепость проверят, вызвав на допрос, то провокационную сделку предложат.
За годы работы Ласточкина главой города Рыбинск вышел на первое место в областных рейтингах. К нему как эксперту по-прежнему обращались федеральные СМИ, прося прокомментировать строительство двигателей на НПО «Сатурн». Юрий Васильевич, не желающий ничего скрывать и имеющий собственное мнение, говорил то, что считал нужным. Высокопоставленным лицам это не нравилось.
– Если человек любит свою Россию, ему бояться нечего. Я и сейчас так считаю. И продолжаю писать. И публиковать. Статьи интересно обсуждаются. Я по-прежнему считаю, что страну ведут в технологические потемки, что, несмотря на гигантские вливания, в промышленности ничего не получили, кроме обмана и PR-акций.
Юрий Васильевич признал, что у него много врагов, и уровень этих персон таков, что вынуждает ими гордиться.
Эпизод со взяткой
Вторую часть выступления Юрий Ласточкин посвятил эпизоду со взяткой. Он подтвердил все показания, данные ранее, и еще раз в подробностях остановился на всех нестыковках дела. Рассказал о том, что только 20% записей были приобщены к доказательствам; о том, что не все эксперты видят признаки вымогательства. Говорил, что не было очных ставок с фигурантами дела, а служители закона путались в показаниях. Упомянул о том, что понятым в деле о взятке оказался человек, имеющий общий бизнес с Натальей Крохмаль, фамилия которой часто звучала во время расследования и судебных слушаний.
Следствие не реагировало на заявление адвокатов о провокации взятки, по нему Ласточкина допрашивали формально. Денег в кабинете не нашли, и не был допрошен человек, заранее предупредивший главу города о возможных провокациях в его адрес.
Свою речь о следствии Юрий Васильевич перемежал с рассказом о причинах такого к себе отношения. В 2013 году они носили, по его словам, политический, финансовый и местами личный характер.
– Для меня в этом деле никаких тайн не существует. Я считаю, что Россия – великая страна, страна не оборотней и мрази, а страна, которая переживает сложные годы. Это схлынет и пройдет, иного пути, чтобы стать нормальной страной, у нас нет. Иначе она будет смята и уничтожена. Потому что помочь в глобальной конкуренции может только то, что все люди станут одинаковы перед судом и следствием. Это схематичные и азбучные слова, но я в них уверен.
Я работал не за деньги, а так, как должен работать человек, любящий свою страну, родину. Все остальное многократно говорила моя защита, – подходя к концу выступления, сказал Юрий Ласточкин.
В заключение речи он поблагодарил своих адвокатов и жителей, которые поддерживали его во время следствия, и просил признать его невиновным по всем статьям.
Оглашение приговора по делу Юрия Васильевича Ласточкина назначено на 22 сентября.
Надежда Лазарева