Домой Культура Рыбинск — знакомый город в сказочном обличье

Рыбинск — знакомый город в сказочном обличье

0

Знакомый город в сказочном обличье – таким предстает Рыбинск на полотнах Бориса Авдеева. В воспоминаниях, с любовью отраженных на холсте, городские пейзажи предстают в ином свете, в ином измерении. Смотришь глазами ребенка на то, что видишь каждый день, и не придаешь этому большого значения.

Где-то есть город тихий, как сон

Борис Авдеев, родившийся в Ярославле в 1934 году, детство свое провел в Рыбинске. «Да, Рыбинск был забавный городок, собравший, казалось, щепки не только со столичных городов – Москвы и Ленинграда, но и со всей России», – запишет он потом в рукописных воспоминаниях.

Первые уроки рисования маленький Боря брал у своего отца. В 1938 году Николай Авдеев был арестован, и мать воспитывала троих детей одна.Позднее Борис продолжил образование в кружке ссыльного художника Михаила Ксенофонтовича Соколова. Вот строки о нем из воспоминаний Авдеева: «Художник в очках, в сильно потрепанной жилетке, в обрезанных рваных валенках, плохо выбритый. У него в руках акварельные кисти, на столе стоит натюрморт: кувшин, сухие листья, связка не то вобл, не то лещей и еще что­-то. А рядом лист бумаги с еще не высохшей акварелью. Лист сочен, краски ярки, все бликует от влажности. Старик перехватил его взгляд и спросил: – Ну что, видишь? Потом отшвырнул лист и добавил: – Но это никому не надо. Добавил так, как будто разуверился в том, что хоть когда­-нибудь кто­-то и впрямь будет понимать и интересоваться живописью».

Затем была учеба в московской художественной школе – и принцип «большого И» – Искусства с большой буквы – становится основой понимания жизни. «И что бы ни происходило в дальнейшем в нашей жизни и наших судьбах, эта вера в «большое И» всегда и всюду поддерживала нас. И за это спасибо прежде всего нашим преподавателям­-художникам и той атмосфере, которую они создали в художественной школе». Позже Авдеев пытается попасть в художественный вуз, но сына врага народа не допускают даже до вступительных экзаменов. В итоге, получив степень кандидата технических наук и работая в различных московских НИИ, Авдеев продолжает заниматься творчеством в качестве любителя, а в Московский Союз художников вступает только в 1990 году. С тех пор до самой смерти занимается исключительно творчеством.Большую часть жизни у художника Авдеева не было мастерской – почти все свои работы он создавал в обычной квартире.

Плавится-беснуется мой калейдоскоп

От этюдов и пейзажей до огромных полиэкранов – творчество Авдеева интересно и многопланово. Борис Крейн в своей статье о художнике несколькими словами подвел итог: «Он остается в новом столетии проводником вчерашнего, продолжающего жить сегодня, завтра. Борис Авдеев воплотил в своем творчестве все многообразие искусства того, ушедшего века».

До 1955 года художник пишет в основном реалистичные городские пейзажи. «Танец» положил начало яркому экспрессивному периоду в его творчестве. В 1968 году Борис Авдеев создает свою первую масштабную работу «Фантазия (Толпа)». И хотя в советские годы шансов показать свои картины широкой публике практически не было, в 70-е начинаются его квартирные выставки, а затем художник принимает участие в выставках неформальных художников в столице. В 80-­е проходят его экспозиции за рубежом. Одна из посмертных выставок состоялась в 2003 году в Рыбинском музее­-заповеднике. Произведения Бориса Авдеева находятся сейчас в собраниях музеев разных стран – России, Болгарии, Чехии, США, Франции, Израиля и других, а также в частных коллекциях.

Золотистая тайнопись лунной ночи

Отдельное место в его творчестве занимает пейзаж – виды русского севера, привезенные им из походов в виде радужных, написанных плывущими мазками этюдов. Эти наброски послужат потом основой для создания больших полотен, таких как «Северное озеро» и «Дальний поход». Ночное небо волшебного темно­синего цвета, усеянное звездами, словно раскрытая бездна. Зеленоватое закатное солнце над сказочной тундрой. Но есть и пейзажи­ребусы: «Человек в лесу» – попробуй разгляди его, притаившегося среди мозаики ярких геометрических фигур, опутанного линиями – и сам заблудишься в этой чаще.

Интересны и неизданные рукописные воспоминания Авдеева. Он и словом владеет как художник. В написанных от третьего лица, но явно о самом себе, художник предстает вечно мучительно ищущим то единственно важное, для чего он послан в этот мир, – вдохновение: «Скучными и занудными становились и его старые верования, и ощущения, служившие основой его творчества в прошлом. Наступало затишье, и казалось, что с живописью все кончено. И только опыт предыдущих кризисов сохранял надежду, что и это пройдет. И снова душа воспламенится и выдаст доселе невиданный им порыв чувств и ощущений, сметающий скуку и бессмысленность существования. И так было не раз…»

В городе этом сказки живут

В 2003 году в Рыбинском музее­-заповеднике проходила персональная выставка Бориса Николаевича Авдеева. «И если вы этого еще не видели – то поспешите: другого случая, возможно, не будет», – сообщали газеты. На выставке были представлены пейзажи Архангельской области, восточные мотивы, авангардные работы и городской пейзаж. После той выставки сохранился клочок бумаги с потоком впечатлений, которые и сейчас переносят меня на 12 лет назад.

Я его таким, как на автопортрете, и представляла: седой, чуть вьющиеся волосы, борода, взгляд энергичный, но немного лукавый, что ли. Очень интересно было посмотреть на его работы близко, но обязательно надо и отойти от картины, охватить взглядом шага за три. К его картинам надо привык­нуть: нагромождение ярких красок, мазков поначалу ослепляет. Но затем картина проступает четко и ее не только видишь, но и ощущаешь, как будто слышишь, чувствуешь запах и еще что­-то неуловимое. И кажется, что взято это откуда­-то из прошлого – и твоего тоже.

Рыбинск узнаешь в его картинах сразу. Не всегда дома и улицы расположены так, как в жизни, но ощущение рождают знакомое. Кондрашев­-Иванов, художник, персонаж романа Солженицына «В круге первом» говорил, что вовсе недостаточно просто изобразить то, что видишь – для передачи ощущения этого мало. Авдеев писал свою реальность. Иногда она у него просто фантастическая – «Зверюшка», абстракции, сказочный городок. Почему -­то особенно близки его пейзажи: северное болото, словно то самое, где мы собирали бруснику. Архангельские пейзажи – особенно озеро – в таких четких черно­белых тонах. А в зале, когда зрители обступили его картины со всех сторон, вспомнился отчего ­то Гойя. Наверное, из-­за картины «Художник» – на ней лохматый творец с безумным взглядом стоит посреди обступивших его видений, красочных переплетений линий и мазков, впитывает все это и вот-­вот схватится за кисти, начнет рисовать. Это, наверное, и есть Авдеев.

Знакомый город в сказочном обличье – таким предстает Рыбинск на полотнах Бориса Авдеева. В воспоминаниях, с любовью отраженных на холсте, городские пейзажи предстают в ином свете, в ином измерении. Смотришь глазами ребенка на то, что видишь каждый день – и не придаешь этому большого значения. Пристань в фантастическом закатном освещении, пожарную каланчу в переплетении разноцветных улочек. А вот огромное оранжевое солнце встает над Волгой, переливается радугой вода в его свете, а на берегу – городок, разноцветный, пряничный. Как не узнать в нем Рыбинск? У Авдеева есть грандиозное полотно «Полет». Нагромождение образов – и сказочные герои, и знакомые поэты, башни и купола, птицы, картины и бабочки – а вместе с ними и сам художник – весь этот праздничный калейдоскоп уносит куда­-то, но кажется, что летят они над Волгой…

Мария Медведева

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.